Апрель 2012 года
…
У нас в гостях Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии художеств, доктор исторических наук, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, президент Всемирного клуба петербуржцев Михаил Борисович Пиотровский.
— Михаил Борисович, наш «Костер» — журнал детский, вместе с ним наш читатель растет, воспитывается. А какую роль, по Вашему мнению, искусство играет в воспитании человека?
— Самую важную. В нашем музее ведется большая работа с детьми, потому что именно с детства всё и начинается. Искусство воспитывает, оно должно воспитывать, и будет это делать. Общество как раз и создает музеи для того, чтобы они воспитывали последующие поколения. Сокровища Эрмитажа развивают в людях не только вкус, но и доброту, человечность, чистоту души. Не знаю, все ли посетители, попав в Эрмитаж, ощутят себя причастными миру высокого, светлого, но мы очень стараемся, чтобы они стали лучше. Чтобы следующие поколения стали лучше. И как бы ни ругали новое поколение — оно интересное, замечательное. Мы ищем язык общения. Музей сегодня не храм, где ничего нельзя — можно только восхищаться. Сейчас другой способ воспитания — мы используем современные информационные приемы. Современный музей — это центр общения, активного постижения прекрасного и себя самого. У нас создана замечательная компьютерная галерея для детей, с развивающими играми по античным и библейским сюжетам, например. Мы много времени уделяем веб-сайту Эрмитажа. В Интернете можно пройтись буквально по всем залам Эрмитажа, увидеть все основные экспонаты, обучиться в виртуальной академии. Мы стараемся много интересного придумать, потому что сегодня можно воспитать только интересным.
Пабло ПИКАССО (1881–1973).
«Кошка, схватившая птицу» (1939).
Музей Пикассо, Париж
— Но ведь и традиционных экскурсий никто не отменял, не правда ли?
— Классический способ обращения к искусству есть, и он прекрасно «работает». Когда я был еще мальчишкой и занимался в эрмитажном кружке, со мной произошел забавный случай. Посмотрели мы с приятелем на «Кошку» Пикассо и заявили, что это — барахло и ужас. И кто-то из эрмитажных дам в ответ тихонечко заметил: «Боже мой, какие дураки». Это было в 1956 году на выставке Пикассо. Я тогда задумался и понял, что Пикассо вполне укладывается в традицию классического искусства, и никакой безумной революции тут нет. Я даже потом где-то шутил, что между собакой Поттера и кошкой Пикассо большой разницы нет. Чтобы понять подлинную культуру, нужно еще поучиться. Взять хотя бы литературу — без культурной базы ты Толстого прочитаешь, а прелести не поймешь, глубины не ощутишь. Есть критерии, по которым можно различать литературу серьезную и литературу коммерческую, развлекательную.
— Михаил Борисович, а как Вы относитесь к массовой культуре?
Паулюс ПОТТЕР (1625–1654).
«Цепная собака» (1644).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
— Такая культура расцветает там, где нет языка. Надо пытаться этому противостоять. Надо давать альтернативу и пытаться привлечь юных к настоящему. А массовая культура — это чисто развлекательная сфера. Благородных оснований для нее нет. И воспитание у такой культуры со знаком минус. Критерий у массовой культуры один — если публике нравится, значит, хорошо. А ведь настоящая, подлинная культура тоже может быть интересной, тоже способна увлекать! Ведь есть только две вещи, которые не исчезают при потреблении — это знания и культура. Нужно постоянно что-то делать, а не стенать по поводу отсутствия настоящего. Если музей не будет все время думать о молодых, о продолжении традиций, то эти традиции прервутся. Наш Эрмитаж полон истории — увлекательной, захватывающей. Например, русская история. В Эрмитаже есть вещи Петра Первого, они, при умелом рассказе, складываются в историческую картину, в создании которой участвует сам посетитель. Эрмитаж дает подлинное ощущение истории: можно увидеть, как выглядели люди, что они носили, какая была армия, какие происходили события. Из фрагментов человек сам складывает свое представление об истории, об искусстве. Музей не навязывает свое мнение — он дает объективную картину, заставляет людей думать. Это тоже один из способов воспитания. Из Эрмитажа невозможно уйти «чистым листом» — даже если вы случайно забрели в наш музей, все равно найдется что-то, что восхитит, потрясет. Малыш с удовольствием будет рассматривать наши полы, а баскетболист, например, будет потрясен росписью потолков.
— А Вам, Михаил Борисович, что больше всего нравится в Эрмитаже?
— Любимые залы у меня, конечно же, есть. Но это очень личное. А в искусстве мне нравятся разные виды, все зависит от настроения. Без настроения, настроя вообще не может быть восприятия. Иногда хочется увидеть живопись, иногда — посмотреть какой-то графический лист. Но мне редко удается быть просто зрителем. Я безумно люблю Эрмитаж, и когда иду по его залам, замечаю всё: где пол сбит, где картина криво висит, где жвачка на полу. И нужно срочно принимать меры, срочно реагировать. Знаете, с чего начинается мое эрмитажное утро? С доклада службы охраны. Очень важно, чтобы у нас всегда и всё было в полном порядке.
— Наших читателей еще интересует вопрос об эрмитажных котах…
— Да, наши эрмитажные коты прославились на весь мир. Мы шутим, что теперь чаще снимают фильмы про них, чем про сам Эрмитаж. Первых котов привезли сюда из Казани еще при Елизавете Петровне. А в голодные перестроечные годы животных попросту подбрасывали в Эрмитаж. И наш музей решил их содержать, чтобы в дикое время научить людей быть добрыми, человечными. Посетители с удовольствием жертвуют на их пропитание, это вносит нотку человечности в жизнь музея. А еще у нас каждый год проводится День мартовского кота — открывается традиционная выставка для котов и кошек. Современные петербургские художники выставляют в подвале, где живут кошки, свои картины. И художникам, и посетителям, и самим котам это очень нравится. В Эрмитаже вообще много необыкновенного. Приходите, и всё увидите сами. Ни одна виртуальная экскурсия не заменит живого посещения музея.