Архив журнала для детей Костер

Апрель 2012 года

Журнал Костер. Апрель 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


15 апреля - Международный день культуры. К 250-летию основания Государственного Эрмитажа

У нас в гостях Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии художеств, доктор исторических наук, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, президент Всемирного клуба петербуржцев Михаил Борисович Пиотровский.

— Михаил Борисович, наш «Костер» — журнал детский, вместе с ним наш читатель растет, воспитывается. А какую роль, по Вашему мнению, искусство играет в воспитании человека?

Всемирный клуб петербуржцев

— Самую важную. В нашем музее ведется большая работа с детьми, потому что именно с детства всё и начинается. Искусство воспитывает, оно должно воспитывать, и будет это делать. Общество как раз и создает музеи для того, чтобы они воспитывали последующие поколения. Сокровища Эрмитажа развивают в людях не только вкус, но и доброту, человечность, чистоту души. Не знаю, все ли посетители, попав в Эрмитаж, ощутят себя причастными миру высокого, светлого, но мы очень стараемся, чтобы они стали лучше. Чтобы следующие поколения стали лучше. И как бы ни ругали новое поколение — оно интересное, замечательное. Мы ищем язык общения. Музей сегодня не храм, где ничего нельзя — можно только восхищаться. Сейчас другой способ воспитания — мы используем современные информационные приемы. Современный музей — это центр общения, активного постижения прекрасного и себя самого. У нас создана замечательная компьютерная галерея для детей, с развивающими играми по античным и библейским сюжетам, например. Мы много времени уделяем веб-сайту Эрмитажа. В Интернете можно пройтись буквально по всем залам Эрмитажа, увидеть все основные экспонаты, обучиться в виртуальной академии. Мы стараемся много интересного придумать, потому что сегодня можно воспитать только интересным.

Пабло ПИКАССО (1881–1973) «Кошка, схватившая птицу» (1939).
Пабло ПИКАССО (1881–1973).
«Кошка, схватившая птицу» (1939).
Музей Пикассо, Париж

— Но ведь и традиционных экскурсий никто не отменял, не правда ли?

— Классический способ обращения к искусству есть, и он прекрасно «работает». Когда я был еще мальчишкой и занимался в эрмитажном кружке, со мной произошел забавный случай. Посмотрели мы с приятелем на «Кошку» Пикассо и заявили, что это — барахло и ужас. И кто-то из эрмитажных дам в ответ тихонечко заметил: «Боже мой, какие дураки». Это было в 1956 году на выставке Пикассо. Я тогда задумался и понял, что Пикассо вполне укладывается в традицию классического искусства, и никакой безумной революции тут нет. Я даже потом где-то шутил, что между собакой Поттера и кошкой Пикассо большой разницы нет. Чтобы понять подлинную культуру, нужно еще поучиться. Взять хотя бы литературу — без культурной базы ты Толстого прочитаешь, а прелести не поймешь, глубины не ощутишь. Есть критерии, по которым можно различать литературу серьезную и литературу коммерческую, развлекательную.

— Михаил Борисович, а как Вы относитесь к массовой культуре?

Паулюс ПОТТЕР (1625–1654). «Цепная собака» (1644).
Паулюс ПОТТЕР (1625–1654).
«Цепная собака» (1644).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

— Такая культура расцветает там, где нет языка. Надо пытаться этому противостоять. Надо давать альтернативу и пытаться привлечь юных к настоящему. А массовая культура — это чисто развлекательная сфера. Благородных оснований для нее нет. И воспитание у такой культуры со знаком минус. Критерий у массовой культуры один — если публике нравится, значит, хорошо. А ведь настоящая, подлинная культура тоже может быть интересной, тоже способна увлекать! Ведь есть только две вещи, которые не исчезают при потреблении — это знания и культура. Нужно постоянно что-то делать, а не стенать по поводу отсутствия настоящего. Если музей не будет все время думать о молодых, о продолжении традиций, то эти традиции прервутся. Наш Эрмитаж полон истории — увлекательной, захватывающей. Например, русская история. В Эрмитаже есть вещи Петра Первого, они, при умелом рассказе, складываются в историческую картину, в создании которой участвует сам посетитель. Эрмитаж дает подлинное ощущение истории: можно увидеть, как выглядели люди, что они носили, какая была армия, какие происходили события. Из фрагментов человек сам складывает свое представление об истории, об искусстве. Музей не навязывает свое мнение — он дает объективную картину, заставляет людей думать. Это тоже один из способов воспитания. Из Эрмитажа невозможно уйти «чистым листом» — даже если вы случайно забрели в наш музей, все равно найдется что-то, что восхитит, потрясет. Малыш с удовольствием будет рассматривать наши полы, а баскетболист, например, будет потрясен росписью потолков.

— А Вам, Михаил Борисович, что больше всего нравится в Эрмитаже?

— Любимые залы у меня, конечно же, есть. Но это очень личное. А в искусстве мне нравятся разные виды, все зависит от настроения. Без настроения, настроя вообще не может быть восприятия. Иногда хочется увидеть живопись, иногда — посмотреть какой-то графический лист. Но мне редко удается быть просто зрителем. Я безумно люблю Эрмитаж, и когда иду по его залам, замечаю всё: где пол сбит, где картина криво висит, где жвачка на полу. И нужно срочно принимать меры, срочно реагировать. Знаете, с чего начинается мое эрмитажное утро? С доклада службы охраны. Очень важно, чтобы у нас всегда и всё было в полном порядке.

— Наших читателей еще интересует вопрос об эрмитажных котах…

— Да, наши эрмитажные коты прославились на весь мир. Мы шутим, что теперь чаще снимают фильмы про них, чем про сам Эрмитаж. Первых котов привезли сюда из Казани еще при Елизавете Петровне. А в голодные перестроечные годы животных попросту подбрасывали в Эрмитаж. И наш музей решил их содержать, чтобы в дикое время научить людей быть добрыми, человечными. Посетители с удовольствием жертвуют на их пропитание, это вносит нотку человечности в жизнь музея. А еще у нас каждый год проводится День мартовского кота — открывается традиционная выставка для котов и кошек. Современные петербургские художники выставляют в подвале, где живут кошки, свои картины. И художникам, и посетителям, и самим котам это очень нравится. В Эрмитаже вообще много необыкновенного. Приходите, и всё увидите сами. Ни одна виртуальная экскурсия не заменит живого посещения музея.

Государственный Эрмитаж. Вид с набережной Невы ночью

Беседовал Н. Харлампиев




Николай Харлампиев
Главный редактор

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»