Апрель 2012 года
…
Николая Михайловича ГОЛЯ
Журнальный вариант подготовила Анна Фурман
От редакции. Непревзойденный эрудит, талантливый человек, «золотой фонд» редакции «Костра» — это всё Николай Голь. Николай Михайлович — автор множества книг для детей и взрослых, переводов стихов и прозы (от Эдгара По до Ф. Рота). Создал для петербургского театра «Зазеркалье» либретто к спектаклям «Людвиг и Тутта, или Лестсайдская история» В. Рывкина, «Люди и разбойники из Кардамона» Т. Эгнера, «Сказание о Рикки-Тикки-Тави в девятнадцати песнях» Д. Жученко, «Робинзон Крузо» С. Важова, «Падающие звезды» Д. Пэшли, автор новой редакции либретто оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена». Читатели «Костра» любят «Азбуку интересных слов» и «Историю исторических изречений» Николая Голя, «Жизнь замечательных растений», которая печаталась в журнале в рамках рубрики «Зеленые страницы», комикс «Однажды Борька Кириков…», очень понравились ребятам и сказка Н. Голя об Андерсене — «Ботинки, бинокль и другие» («Костер» № 4, 2005), и детективы писателя «Дело о пропавшей избушке» и «Дело о мёде» («Костер» № 4, 2009). От всей души поздравляем Николая Михайловича Голя с юбилеем и желаем ему взятия новых творческих вершин!
Вместо предисловия. С Алешей Поповым, героем детективных сказочных повестей писателя Николая Голя, наши читатели познакомились в декабре 2005 года. Тогда «Костер» опубликовал первое Алешино расследование — «Дело о пропавшей избушке». Приключения Алеши начались с появлением в семействе Поповых гостя — это был Африкан Поликарпович, Алешин дедушка. Он вышел на пенсию и решил передать свое дело внуку, чтобы сохранить трудовую династию Поповых. А работал дедушка следователем по особым сказочным делам в Лукоморье. Чтобы попасть в Лукоморье, надо на волшебном мобильном телефоне нажать кнопки «звездочка», «ноль», «решетка». Тогда преграда между реальным миром и сказочным на мгновение растворится, и окажешься в том месте сказки, откуда послан вызов. А раз вызов послан — значит, пора за работу!
Сделав уроки, Алеша Попов пересел от стола на диван и стал вспоминать события недавнего прошлого. Произошло их, между прочим, немало. Главное же было вот каким. Варваре Анатольевне, Лешиной маме, очень не нравилось, что сын должен то и дело мчаться сломя голову в сказочное Лукоморье. Конечно, время там движется не так, как у нас: гораздо быстрее. В Лукоморье могут сутки пройти, а здесь только миг мелькнет; никто даже не замечал Алешиного отсутствия. Но все равно успеваемость страдает. Ведь в мыслях у сына не учеба, а всякие расследования!
Поэтому Варвара Анатольевна попросила Алешу, чтобы он назначил кого-нибудь в Лукоморье своим заместителем, а сам принимался за особые дела только в самом крайнем случае.
Зачем спорить понапрасну? Он так и сделал. Отправился вместе с кошкой Марусей, постоянной своей помощницей, в Лукоморье — может быть, в последний раз — и назначил Бабу Ягу, старейшую лукоморскую жительницу, сыскным агентом. Бинокль ей дал для наблюдений и разные книжки, специально подобранные в домашней библиотеке, в основном приключенческие. Пусть читает, готовится к выполнению обязанностей. Книги — они во всем подмога.
Баба Яга была очень рада новому назначению.
— Спасибо, — сказала, — тебе за доверие, мил человек!
Избушку на курьих ножках переименовали в сыскное агентство. Она в это время стояла на берегу моря у самой воды, поэтому название дали соответствующее. Вывеску изготовили и на дверь повесили: «Сыскное агентство “Морской дозор”. Агент Б. Яга». Избушка осталась довольна. Перебирала куриными ногами, ставнями хлопала.
На первое время Алексей решил оставить с Бабой Ягой Марусю — если что, придет свежеиспеченному агенту на выручку, она кошка опытная.
Распрощался и назад отправился. И вот сейчас думал, сидя на диване: как там, в Лукоморье, идут дела?
Баба Яга, сыскной агент, расположившись в горнице, наполнила большую кружку свежезаваренным малиновым чаем и принялась изучать Алешины книжки. Начала с «Острова сокровищ». Быстро-быстро пролистала. Так, пираты… Клад зарытый… Отдать швартовы… Ладно, в целом понятно. Можно было бы уже приступить к какому-нибудь расследованию. Но что-то клиенты в агентство не идут.
Вот и хорошо, можно пока прогуляться. Только надо кружку с чаем чем-нибудь прикрыть, а то ведь мухи в нее нападают.
Посмотрела по сторонам, никакой подходящей крышки не обнаружила. Делать нечего — вырвала из книги страницу. Все равно она уже изучена. Прикрыла кружку.
Вышла на крыльцо. Глядь, на берегу коренастый мужчина в тельняшке что-то ищет.
— Никак ты, мил человек, потерял что?
— Я не мил человек, я капитан пиратов Сильвер, шпангоут тебе в душу. Ты мою пушку пропавшую здесь не видела?
— Пропавшую пушку? — обрадовалась Баба Яга. — Такой крупный объект мы запросто отыщем! Осмотрим окрестности и вмиг найдем!
— Это уж точно! — подтвердила Маруся, выйдя на крыльцо (в Лукоморье она всегда начинала говорить по-человечески). — Только я на твоем месте, бабушка, все-таки вызвала бы Алешу. Вдруг что не так у нас с тобой получится?
Баба Яга спорить не стала. Нажав на мобильнике нужную комбинацию кнопок, послала вызов следователю по особым делам. Потом бинокль — на шею, книжки — в сумку, сумку — в ступу, и сама туда же. Протянула Марусе помело: забирайся ко мне! Ступа взмыла ввысь.
Сильвер, разинув рот, смотрел, как она исчезает в поднебесье, а потом, успокоенный, и сам ушел по каким-то своим делам.
«Тррриньк-триньк, триньк-триньк», – громко затрезвонил в кармане у Алеши Попова волшебный мобильник. Наверное, в сказочной стране что-то случилось. Делать нечего — придется отправляться. Мама поймет, на то она и мама. Тем более что случай, наверное, крайний.
Алеша набрал на телефоне заветную комбинацию кнопок, открывающую проход в Лукоморье: «звездочка», «ноль», «решетка». Воздух заколыхался, на месте оклеенной веселыми обоями стены образовалась белесая пустота. Алексей приблизился к этой границе — и исчез. Долгий опыт говорил, что вновь он появится там, откуда был послан вызов.
Так и случилось. Притаившись на морском берегу в густых зарослях осоки, следователь стал осваиваться на местности, совершенно пустынной.
Прильнув к биноклю, Баба Яга с высоты осматривала окрестности. Море… Небольшой скалистый островок… Ура! На полянке между скал — пушка! Ступа спикировала вниз.
Маруся оглядела сырую землю вокруг похищенного орудия. Никаких следов.
— Будут следы! — успокоила кошку Баба Яга.
Достала из сумки книгу (между прочим, «Приключения барона Мюнхгаузена»), вырвала первую попавшуюся страницу и положила около пушки:
— Преступник возвратится, они ведь всегда возвращаются. Наступит на листок — и будет у нас отличный отпечаток ноги, важная улика! А мы покуда давай пойдем на тот вот пригорок, где солнышко, да и вздремнем немного!
Алексей Попов просидел в зарослях осоки довольно долго. Не мудрено, что тоже уснул. Разбудила его песня.
— Знают все ребята Сильвера-пирата, Уважают славный экипаж. Был я в разных фортах В шляпе и ботфортах, Что угодно брал на абордаж! – |
пел коренастый человек в тельняшке.
— Да это ж капитан Сильвер! — догадался Алеша.
Песню прервал бегущий от линии прибоя совершенно мокрый господин в камзоле. Босой. На голове — завитой парик с косичкой.
— И где же они, — нервно произнес он, — ботфорты?
— Отстань, — фыркнул капитан.
Назревала ссора. Алеша вышел из своего укрытия:
— Алексей Попов, следователь по особым делам. Готов выслушать ваши показания.
— Извольте, — легко согласился господин с косичкой. — Я, барон Мюнхгаузен, нашел на острове пушку, — и он указал рукой направление.
— Пушка! Моя похищенная пушка! — не дал ему договорить Сильвер. — У меня тут шлюпка в бухточке стоит, поплыли на остров!
— А как же ботфорты? — уныло спросил барон.
— Будем разбираться по порядку, — решительно сказал Алеша. — Сначала похищенная пушка. Ботфорты оставим на потом.
Под предводительством пирата троица направилась к бухточке.
Они добрались до места, где стояла пушка, как раз в то время, когда хорошо выспавшиеся агент Яга и кошка Маруся рассматривали улику: книжную страницу с отпечатком босой ноги. Баба Яга оказалась права: преступник вернулся на место преступления!
Поздоровались, познакомились. Баба Яга представила вещественное доказательство. Все разом уставились на босые ноги барона.
— Господа, господа! — затараторил Мюнхгаузен. — Позвольте объясниться. Я ведь путешественник, а в странствиях порой приходится сталкиваться с удивительными вещами. Не так давно меня проглотила огромная рыба. Ну, думаю, конец. Однако обошлось. Через некоторое время рыбина исторгла меня из своего чрева на берег этого необитаемого острова. Исследуя его, я обнаружил пушку. Обрадовался: давно собирался полететь на Луну и наконец-то нашлась подходящая аппаратура! У меня был с собой мешочек с порохом. Я зарядил орудие и отправился собирать образцы местной флоры, чтобы познакомить лунных жителей с особенностями нашей жизни. Вдруг чувствую — ногам стало зябко. Гляжу — да я ведь босой! Как лететь на Луну без сапог? Бросился на поиски исчезнувшей обуви. Обшарил весь остров. Вернулся обратно к пушке. Тогда, наверное, на листок нечаянно и наступил… Понял, что дальнейшие поиски бесполезны, и вплавь отправился на большую землю за какой-нибудь обувью.
— Подозрительных личностей не встречали? — осведомился следователь.
— Действительно, встречал. Пока я искал то образцы флоры, то ботфорты, остров стал обитаемым! Перед моим отплытием на пригорке спали вот эти двое, — и барон кивнул на Бабу Ягу с Марусей.
— Мы не подозрительные, — успокоила его Баба Яга, кладя листок с отпечатком в карман фартука.
— Подозрительно другое, — вмешался пират. — На остров тебя исторгла рыба, это понятно, а обратно как ты доплыл? Расстояние-то до того берега о-го-го какое!
— Да, порой я начинал тонуть, — признался барон, — но, ухватившись рукой за косичку парика, дергал вверх, и таким образом всякий раз вытаскивал себя из воды.
— Лично мне, барон, ваш рассказ кажется соответствующим действительности, — задумчиво произнес Алеша. — Я о подобном, кажется, даже читал. Но остается вопрос: каким образом на острове оказалась пропавшая пушка капитана Сильвера?
— Нет здесь никакой пушки капитана Сильвера! — завопил капитан.
— Так это не ваша пушка? Что же вы раньше-то молчали? — разочарованно осведомился следователь.
— А меня разве кто спрашивал?! — у Сильвера началась настоящая истерика. — Отдайте мою пушку! Пушечку мою! Тоже мне, следователи! Ничего найти не могут, забодай меня кашалот! Хватит, буду сам искать! — и он бросился к шлюпке.
— Я за ним прослежу! — крикнула Баба Яга, забираясь в ступу. — Подозрительный он какой-то капитан.
Сидя на уступе скалы, Алеша, Маруся и барон смотрели, как по направлению к противоположному берегу удаляется по воде шлюпка и летит под облаками ступа.
— Хорошо бы нам, — вздохнул следователь, — вернуться в агентство. Но шлюпки нет, ступы нет, косичек у нас с кошкой тоже нет. Кажется, мы в западне.
Мюнхгаузен хлопнул себя по лбу и воскликнул:
— Господа! У нас же есть пушка! Заряженная! Нацелим ее на дальний берег — и в воздушный полет!
— Ура! — крикнула Маруся.
— Да вот незадача, — поразмышляв, сказал барон. — Кто-то должен остаться, чтобы дернуть за веревку зарядного устройства, иначе выстрела не получится.
Алеша как главный по следовательскому званию решил принять эту обязанность на себя. Ничего, потом сообразит, как выбраться с острова.
— Готовность номер один!
Барон и кошка забрались в жерло пушки. Алексей направил дуло в сторону агентства «Морской дозор». Дернул за длинную веревку. Раздался выстрел. Из орудия, прижимая к груди Марусю, вылетел барон. Некоторое время Алеша еще мог видеть исчезающие вдали голые пятки Мюнхгаузена. Потом горизонт снова очистился во всю свою ширь.
Привалившись спиной к лафету, Алеша соображал, как бы ему пересечь водное пространство. Ничего толкового не придумывалось. Вдруг сверху послышалось:
— Ау-у!
Он поднял голову. Ступа с Бабой Ягой заходила на посадку.
— Потеряла я капитана, — огорченно доложила старуха. — А где Маруся? Где барон?
— Отправились на материк.
— Значит, и нам туда пора! — засуетилась Баба Яга. — Только, боюсь, у ступы на двоих летучести не хватит…
И тут Алешу озарило:
— Хватит летучести! Мы проведем эксперимент по воздухо-плаванию.
— Это как?
— Вы, бабушка, по воздуху, а я — вплавь!
Следователь разделся до трусов, закинул одежду в ступу. Отвязал веревку от затвора пушки. Одним концом этого троса обхватил летательный аппарат сыскного агента, другой затянул у себя под мышками. Баба Яга тихонько полетела по направлению к морю. Леша, придерживая свисающую веревку, двинулся туда же, как на поводке. Добравшись до кромки прибоя, нырнул и поплыл. Ступа полетела над пловцом. Веревка натянулась.
Сначала путешествие казалось веселой прогулкой. Но вскоре Алеша уже не смог больше работать руками. Нагрузка на веревку увеличилась. Ступа подрагивала в воздухе, кренясь то на один, то на другой бок. Следователь уходил под воду и снова выныривал.
— Сбрасывайте лишний груз! — крикнул он, захлебываясь.
Друг за другом полетели в море помятая жестяная кружка, железный костыль и медный чайник. Потом настал черед Алешиной одежды.
— Что там еще осталось? — в отчаянии спросил Алексей Попов.
— Только книжки, — донеслось сверху.
— Книги — они во всем подмога. Их сбрасывать нельзя ни в коем случае! — предупредил следователь сыскного агента.
По счастью, летучесть ступы, скинувшей балласт, и без того восстановилась.
Выбравшись на берег, Алеша упал без чувств. Напуганная Баба Яга быстренько вырвала страницу из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» и сделала из нее веер. Стала следователя обмахивать. Тот быстро пришел в себя.
— Отдыхай, — сказала Яга, — а я полечу Сильвера искать. Встретимся сам знаешь где, — и улетела, небрежно сунув «веер» в кармашек фартука.
Хоть старался Алеша нацелить пушку так, чтобы Мюнхгаузен и Маруся приземлились поблизости от агентства «Морской дозор», — не получилось. Барон оказался на какой-то лесной прогалине, а кошка, от страха вырвавшаяся при приземлении у него из рук, и вовсе неизвестно куда запропастилась.
Мюнхгаузен долго сидел на пеньке, не зная, что предпринять, в какую сторону направиться. Уже стали спускаться ранние сумерки. Вдруг он увидел медленно бредущую босую старуху с платком на плечах. Она что-то бормотала себе под нос. На палке, перекинутой через ее плечо, висела пара валенок.
— Прошу прощения, мадам, — обратился к ней барон. — Я барон Мюнхгаузен. Не подскажете ли, где я нахожусь?
Старуха не обратила на него никакого внимания:
— Просидела я у синего моря ровно тридцать лет и три года, а теперь вот корыто пропало… Не найти мне, старухе, корыта!
— Я бы помог вам, мадам, только у меня ноги мерзнут. А у вас не мерзнут?
— Нам-то что, — откликнулась старуха, кутаясь в платок, — мы привычные.
— Может быть, тогда… Вот у вас валенки… Они ведь вам, привычной, не нужны… Так хоть погреться дайте…
— Странные дела у нас творятся, — бормотала старуха, снимая валенки с палки. — Корыта пропадают. Бароны босиком ходят. Ох ты, рыбка золотая!
Мюнхгаузен быстро обулся. Валенки пришлись как раз впору.
Вдруг, как гром с ясного неба, на прогалину спикировала ступа с Бабой Ягой.
— Мне сверху видно всё, ты так и знай! У меня бинокль! — крикнула она. — Сдавайся, старуха!
— Почему? — опешила та.
— Потому что ты босая, и похититель пушки тоже босой!
Старуха нашлась на удивление быстро:
— Так это ж не я без обуви, а он! — тыкнула она пальцем в барона. — Он в моих валенках!
— Потому что у меня украли сапоги.
— А у меня — корыто.
— Ничего не понимаю! — призналась Баба Яга. — Ты не босая, но у тебя похитили корыто. А вы в валенках, но босой, потому что у вас пропали сапоги… Придется всем проследовать за мной в агентство «Морской дозор».
— И я тоже проследую, — сообщила Маруся, появляясь из зарослей.
Алеша, задумавшись, сидел за столом около избушки.
— Вот и настало время встречи, — сказал он, приветствуя появившихся. — Сыскной агент Баба Яга, помощница следователя Маруся, барон Мюнхгаузен и…
— Старуха, — представил барон новое для Алеши лицо. — У нее пропало корыто.
Из-за дюны появился мрачный Сильвер:
— Сто морских чертей! Ничего я не нашел!
— Разберемся, — успокоил его Алеша, — что-то у меня в голове забрезжило.
Он разгладил на столе страницу, которой Яга когда-то прикрывала чай.
— Полагаю, у нас есть и другие подобные вещественные доказательства?
Баба Яга достала из кармашка фартука листок с отпечатком босой ноги и передала его Алеше. Потом добавила еще и веер, которым обмахивала следователя. Тот внимательно осмотрел листки и тщательно разгладил.
— Итак, вырисовывается довольно интересная картина. Пропала пушка, пропали сапоги, пропало корыто. Пропаж было три. Вырванных страниц — ровно столько же… Значит, так. Баба Яга сидела в избушке, читала «Остров сокровищ». Потом вырвала из книги страницу, чтобы прикрыть кружку. Иначе как безобразием это не назовешь, но ближе к делу, — и он прочитал строки первого вещественного доказательства: — «”Мой пистолет не знает промаха”, — воскликнул Сильвер…»
В тот же миг воздух жарко заколебался, раздался резкий звук, похожий на хлопок лопнувшего воздушного шарика, и в руках капитана оказался пистолет.
Все вздрогнули от удивления.
— Это ж он, — радостно захохотал Сильвер, пистолет мой, пушка моя, пушечка!
— Так вот что, оказывается, мы должны были искать! — ахнула Баба Яга. — Пистолет!
— Да уж ясное дело, не гаубицу, — усмехнулся счастливый капитан.
— Пойдем дальше, — продолжил Алеша. — Собираясь уличить похитителя пушки, Баба Яга вырвала страницу из книги «Приключения Мюнхгаузена» и…
Вспрыгнув на стол, Маруся прочла:
— «Около кровати барона стояли тщательно вычищенные ботфорты».
Раз — рядом с бароном появились невесть откуда взявшиеся сапоги.
— Нашлись! — воскликнул Мюнхгаузен.
— В агентстве «Морской дозор» все находится! — бодро выкрикнула Баба Яга.
— Интересно бы знать, не здесь ли находится мое корыто? — съязвила в ответ старуха.
— А вот сейчас и узнаем, — произнес Алексей Попов и прочитал текст третьего листка — того, который был веером: — «На пороге сидит его старуха, перед нею — разбитое корыто…»
Как он и ожидал, корыто тут же оказалось у старухиных ног.
Баба Яга понурилась и сказала:
— Выходит, то, что вырвано из книги, пропадает бесследно. Откуда мне знать-то было? Вот какой закон существует, оказывается, в Лукоморье!
— А может быть, и не только в Лукоморье, — предположил Алеша.
— Вот вернемся домой, — азартно сказала Маруся, — и проверим!
Но Алеша не согласился:
— Нет уж, проверять не станем. Просто будем иметь в виду. А что до возвращения, то ты права. Дело завершено, пора в обратный путь.
— Постой! — остановила его Маруся. — Как же это ты в одних трусах? Что мама подумает?
— Действительно, надо бы тебя приодеть, — буркнул Сильвер, стянул с себя тельняшку и отдал Алеше. — Не стесняйся, у меня запасная есть.
Мюнхгаузен пододвинул поближе к следователю свои нашедшиеся ботфорты:
— Мне, сударь, валенки полюбились...
— А от меня, батюшка, прими платок наплечный, — сказала старуха. — Премного благодарствуем.
Баба Яга вздохнула:
— А мне, Алешенька, и подарить тебе нечего…
— Вы вырванные страницы обратно в книжки аккуратно вклейте, — откликнулся Алеша, — вот это будет подарок так подарок!
— О чем разговор! — обрадовалась Яга. — Вклею обязательно.
Следователь по особым делам поблагодарил всех за помощь, обулся, оделся, накинул на плечи платок, взял на руки Марусю и набрал на мобильнике заветный код: «звездочка», «ноль», «решетка». Воздух заколыхался, образовалось белесое марево, и Алеша исчез.
Не навсегда, конечно: до следующего раза.
Николай Голь |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |