Апрель 2012 года
…
Дачная радость
В начале XIX века появился замечательный вид транспорта — велосипед. Его история — долгий путь к совершенству.
Своим рождением велосипед обязан русскому крепостному механику Артамонову. Его двухколесный велосипед (самокат) с педалями, большим ведущим передним колесом и малым (поддерживающим) задним был построен в 1801 году. На нем Артамонов проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга. Слово «велосипед» произошло от латинского словосочетания «velocis» — быстрый и «pedis» — нога.
В 1808 году в Париже появился «бегунок» — двухколесный велосипед, приводимый в движение отталкиванием ног от земли. Конструкция могла двигаться только прямо — она не имела рулевого управления.
Но вот в 1815 году немецкий барон Карл фон Дрейз снабдил велосипед перекладиной с сиденьем и рулевым управлением от переднего колеса. По имени изобретателя эту машину назвали «дрезина».
В 1818 году, независимо друг от друга, американец Кларксон и англичанин Бейна внесли в машину существенные усовершенствования, позволявшие приводить колеса в движение, не касаясь ногами земли.
Однако наиболее значительным событием стало появление в Шотландии в начале 1840-х годов велосипеда Н. Дальзеля. Изобретатель присоединил к заднему колесу два шатуна, приводившие в движение рычаги с педалями.
В 50-х годах XIX века немецкий механик Фишер снабдил переднее колесо шатунами с педалями — так сложилась модель велосипеда, названная «костотряс» (тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленная железными обручами).
В середине 1870-х годов деревянные части велосипеда заменяются металлическими, колеса делаются из тонких проволочных спиц и стального обода. Скорость и легкость обгоняли друг друга. Появился велосипед-«паук» — с огромным передним колесом. Он просуществовал около 20 лет.
И, наконец, в самом конце XIX века появился современный велосипед, имеющий два колеса равного диаметра с цепной передачей, вращающей заднее колесо (со свободным ходом и механизмом переключения передач). А в 1889 году произошел переворот: ветеринарный врач Данлоп изобрел пневматические обода (шины), которые придали велосипеду скорость, легкость и хорошую проходимость.
В России велосипедный спорт быстро стал популярным. Выходили книги, одна из которых — «Что делать самокатчикам, чтобы заслужить всеобщие симпатии» (СПб., 1897 год). Составлялись многочисленные руководства и наставления по пользованию велосипедом, продавались и рекламировались различные аксессуары для езды. Санкт-Петербургская Городская Дума в 1901 году издала обязательное постановление о порядке езды по городу на велосипедах. Создавались общества велосипедистов-любителей, проводились велогонки и женские состязания. Велосипед стал «дачной радостью». Устраивались даже шоссейные гонки Санкт-Петербург — Москва. Победитель 1895 года М. Даевочко преодолел 656 верст (700 километров) за 36 часов 10 минут 35 секунд. Велосипед стал истинной находкой для туристов и любителей активного отдыха.
С.Я. Черенков |
Художник Виктор Пономаренко | Страничка автора | Страничка художника |