Май-июнь 2012 года
…
«Живая история»
Предположим, нам известен какой-то древний предмет — например, меч, шлем или застежка плаща. Он обнаружен, законсервирован и исследован археологами. Но как сражались этим мечом? Что чувствовал воин, надевший шлем и доспех? Можно ли в наши дни попробовать пищу, сделанную по рецептам тысячелетней давности? Однажды несколько увлеченных энтузиастов решили найти на все эти вопросы практический ответ. Так возникло движение любителей ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ, или, как чаще говорят сейчас, «живой истории».
В наше время многие сотни исторических клубов занимаются воссозданием костюма и вооружения самых разных исторических эпох — от Древнего Рима до Великой Отечественной войны. За каждым восстановленным костюмом или доспехом — большая работа. Ведь сначала древние вещи надо изучить, а потом — изготовить, причем изготовить именно так, как делали их в то время, которым мы занимаемся.
Если мы захотим восстановить, например, форму наполеоновского солдата — мы сможем взять уставы, посмотреть подлинные образцы мундира, воспользоваться огромным количеством картин и рисунков. Если мы решим восстановить костюм и вооружение западно-европейского рыцаря или пехотинца XIV–XV веков, нам помогут изображения деталей оружия и одежды (их сохранилось немало), в рукописях Западной Европы много цветных миниатюр, показывающих костюм и комплекс вооружения во всем их объеме. А вот по раннему средневековью Руси и Скандинавии таких материалов гораздо меньше. Здесь главный помощник «живой истории» — археология, а там, где археологических находок мало, может прийти на помощь традиционный народный костюм — в нем сохранилось много старинных деталей.
Для того чтобы показать свои достижения и обменяться опытом, любители «живой истории» собираются на большие фестивали. Такие фестивали проводятся, например, в Старой Ладоге — древнейшей столице Руси, на Куликовом поле, в древних крепостях и замках.
Сначала участники таких клубов занимались только изготовлением реплик оружия и реконструкцией сражений. Но в наши дни любители «живой истории» восстанавливают и древние ремесла, и жилища, и музыкальные инструменты, и танцы. Все это можно увидеть на исторических фестивалях. Большинство участников клубов — не профессиональные ученые, а просто любители истории, которым интересен мир далеких предков. Но «живая история» оказывает серьезную помощь настоящей науке — например, позволяет проверить предположения археологов практическим использованием древних вещей.
Михаил Савинов |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |