Май-июнь 2012 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
Шел XVII век, и вдруг оказалось, что точное время нужно не только астрономам. Для моряков оно стало вопросом жизни и смерти, для государств — источником прибыли. Эпоха великих географических открытий была в самом разгаре. Корабли бороздили океаны. Но вот незадача: моряки открывали новую землю, однако из-за неумения находить долготу не могли указать ее точно на карте. Куда было плыть в следующий раз?
Да что там новые земли! Проблемы с долготой приводили к тому, что безлунными ночами или в бурю суда налетали на уже известные рифы — оттого, что капитаны не могли вычислить долготы, и не понимали, куда движется корабль. С широтой все обстояло просто — она вычислялась по наклону солнца над горизонтом, но что делать с долготой, не знал никто. Правительства морских держав — Испании, Франции, Голландии, Венецианской республики — сулили невиданные награды тому, кто сумеет указать надежный способ определения долготы.
Еще с древности было известно: долгота определяется разницей во времени. 15 градусов движения вдоль земной дуги на запад или на восток, 15 градусов долготы, сдвигают время на 1 час. Чтобы узнать долготу, нужно было знать разницу двух местных времен: того места, где находился корабль, и порта, откуда он начал свой путь. Померить местное время на борту корабля не составляло проблемы: солнце было всегда «под рукой». Но как узнать время в исходном порту?
Можно было подыскать какое-нибудь повторяющееся небесное явление, которое видно одновременно на борту корабля и в пункте, откуда он вышел. Например, затмения Луны. Если заранее знать, когда произойдет затмение, в момент его наступления люди на корабле получат надежный сигнал о времени в порту.
Английский король Карл II в собственном Гринвичском парке открыл обсерваторию в надежде на то, что королевские астрономы сумеют составить таблицы с точным предсказанием лунных затмений. Примеру Карла последовал Людовик XIV во Франции. Король-солнце учредил Парижскую обсерваторию для составления лунных таблиц. Астрономы справились с задачей, но проблемы долготы не решили. Увы, затмения Луны имеют обыкновение происходить 2–4 раза в год. А что было делать в промежутках? А если небо в долгожданную ночь затягивало облаками?
Галлей предложил смотреть не на Луну, а на спутники Юпитера. Он открыл их совсем недавно при помощи новейшего прибора — телескопа. Затмения случались с ними куда как чаще, чем лунные, — 1–2 раза в течение ночи. Только и для спутников Юпитера погода исключений не делала и облака не раздвигала. Да и мощных телескопов на все корабли не хватало. Что же до искусных наблюдателей на каждом корабле, не говоря уже о предсказательных таблицах…В общем, сложностей с галлеевым методом было больше, чем результатов.
Рената Либина |
Художник О. Бершадская | Страничка автора | Страничка художника |