Май-июнь 2014 года
…
Первым материалом для книг была глина (VII век до н. э.). Кирпичики-таблички высушивались на солнце или обжигались на огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались по порядку в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были простота и доступность.
В библиотеке, учрежденной царем Ассурбанипалом, хранилось более 20 000 глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп «Дворец царя царей».
Несколько позже в Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современных жалюзи. Китайцы рисовали иероглифы кисточками, используя для этого тушь.
В Египте для изготовления книг использовался тростник-папирус. Папирус был хрупок, поэтому ленты склеивались или сшивались в свитки, которые укладывались в специальные футляры — капсы или капсулы, получался свиток — первая известная форма книги в мировой цивилизации.
Век папирусной книги закончился только в X–XI веках н. э., после мусульманского завоевания Египта.
Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных, — телят, коз, овец, кроликов. Он назван был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. На раннем этапе (до XIII века) пергамен иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром.
В раннем Средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII века за изготовление пергамена взялись горожане-ремесленники.
Но все-таки пергамена постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называемые палимпсесты — пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый.
Инструментом для письма служили тростниковое перо калам и птичьи перья. Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 году для этого впервые использовали графит. Именно в Средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов.
Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты — миниатюры, рубрикаторы, иллюминаторы. Мастерами оформления сначала были монахи, но с XIII–XIV веков чаще этим стали заниматься художники-миряне. Титульного листа книги не имели: текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга»).
Подготовленные к переплету тетради сшивались в блок на ручном переплетном станке. К концам шнурков на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки. Таким образом, именно из пергамена родилась господствующая ныне универсальная форма книги кодекс, или книжный блок.
Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески «библиопола» — книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» — книжник.
В Риме насчитывалось двадцать восемь публичных библиотек. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы читали вслух всем желающим.
Самым богатым книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев — 700 000 папирусных свитков.