Архив журнала для детей Костер

Август 2008 года

Журнал Костер. Август 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Пресс-клуб У костра

НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…

От редакции. Одно из определений толерантности, которое чаще всего встречается в ваших письмах, ребята, — это «понимание». Понимание других людей, их мечтаний, уклада жизни, стремлений, понимание требований сегодняшнего дня, когда нам так важно научиться жить в согласии и примирении друг с другом. Но есть еще одно важное понимание — это понимание прошлого, своей истории, без подлинного знания которой не может быть настоящего. Это одна из граней такого сложного и многообразного понятия, как «толерантность» — приятие своего прошлого и ответственность за него. Об этом — наш материал.

Императрица Александра Федоровна — сестра милосердия
Императрица Александра Федоровна — сестра милосердия. Царевны тоже служили сестрами милосердия в госпиталях во время Первой мировой войны, ассистировали хирургам при операциях.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь… Так начинаются многие сказки. И все они рисуют самую счастливую царскую жизнь. Околдованная Спящая царевна просыпается; царевич Гвидон с матерью-царицей, замурованные в бочонке, становятся правителями волшебного города; Царевна-Лягушка избавляется от заклятья, а Иван-Царевич вместе с Серым Волком преодолевают все препятствия. Что в сказках правда? Правда то, что цари и их дети, царевны и царевичи (Великие князья и Великие княжны) жили во дворцах, носили красивые наряды, ели и пили из тонкой дорогой посуды, танцевали на балах. Но это лишь внешняя сторона жизни. Главным для них была не роскошь, а подготовка к труду, к тому, чтобы в будущем уметь управлять государством.

Семья последнего императора
Император Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей (второй слева) и великие княжны. Семья — папа, мама и дети.

Детей царственных особ обучали очень хорошие учителя. Но ничто не дает таких знаний, как наглядное знакомство с изучаемым предметом. Например, когда будущий царь Николай II, наследник престола, окончил курс наук, его отец, царь Александр III, принял у сына экзамены по всем предметам и в 1890 году отправил его закреплять пройденное в путешествие. Будущий царь Николай II побывал в замечательном морском плавании. Он посетил многие страны, достиг Японии, а обратно до Москвы и Петербурга добирался в возках и каретах через Дальний Восток, Сибирь, Урал. Это было почти кругосветное путешествие. Он знакомился с разными народами, обычаями, проводил официальные дипломатические встречи, которые имели для российского государства большое значение. Много пришлось ему пережить в пути опасностей, а некоторые чуть не стоили ему жизни. Взойдя на престол, российский император Николай II стал одним из самых образованных и просвещенных людей Европы.

Многие цари именно так воспитывали своих детей — в умении работать, не бояться трудностей, быть готовыми к суровым условиям жизни. В детстве Николай II, его братья и сестры воспитывались, как спартанцы. Они спали на жестких кроватях, одевались просто, занимались спортом, их не баловали сластями и деликатесами. Государь, воспитывая своих детей, часто повторял им: «Всегда ведите себя так, дабы окружающие прощали вам, что вы родились Великими князьями». То есть, если так случилось, что вы знатны и богаты — знайте, в этом нет никакой вашей заслуги. Главное, чего ты сам по себе стоишь, что знаешь, что ты умеешь, добрая ли у тебя душа, будешь ли ты Человеком среди людей.

Царские дети арестованы
Царское Село. 1917 год. Александровский парк. Царские дети арестованы. После тяжелой болезни греются на солнышке. Мария еще тяжело больна. Она поправится позже.

Николай II считал, что его дочери должны знать, что такое боль и страдание, уметь оказывать помощь нуждающимся. Во время Первой мировой войны старшие дочери Ольга и Мария вместе с матерью, императрицей Александрой Федоровной, работали в военных госпиталях. Они прошли специальные медицинские курсы и хорошо знали свое дело. А это было трудно: по нескольку часов выстаивать на ногах у операционного стола. А царевич Алексей выезжал с отцом на фронт — ему было всего 10-11 лет, был под бомбежками и видел, что такое война, не на раскрашенных картинках.

А что же в этих сказках, о которых мы упомянули вначале, вымысел? Вы, наверное, уже и так поняли. Неправда то, что жизнь царя и его детей — сплошной праздник и радость. «Профессия» царя самая опасная и неблагодарная. Это подтверждает история. Например, царь Александр II, прозванный в народе «освободителем» (он отменил крепостное право), был убит террористами-революционерами, жестоко и страшно. На этом месте в Санкт-Петербурге построен Храм на крови.

Программка спектакля, поставленного по пьесе Чехова «Медведь»
В Тобольске, находясь под арестом, царская семья и их верные слуги, которые стали друзьями, членами семьи, ставили пьесы, чтобы не падать духом, чтобы поднять настроение и себе, и окружающим. Вот программка спектакля, поставленного по пьесе Чехова «Медведь». Действующие лица — старшая дочь императора Ольга, император Николай II и третья дочь Мария. Она была особенно талантливой актрисой. Программка написана Николаем II.

Сейчас много публикуется сведений о том, что к 1913 году Россия, которой управлял царь Николай II, была одной из самых богатых стран мира. Через четыре года, в 1917-м, после революции Николай II и вся его семья были злодейски убиты. Это случилось 90 лет назад, в ночь на 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге. Весь мир вспоминает это страшное злодеяние и скорбит. Почему же об этом говорят, пишут, снимают фильмы, открывают выставки, посвященные царской семье? Потому что после этого страшного события люди много лет не могли понять, что же случилось на самом деле. Им внушали, что царь — плохой, что убийцы — герои. И люди… верили. Эти «герои», многие годы рассказывали, писали книги и хвастались, что они убили царя, царицу, их детей и слуг. Есть такой исторический закон: если люди не узнают правду об истории своей страны, если они не оценят по справедливости произошедшее, — будущее не станет радостным и счастливым.

Оказывается, мы так мало об этом знаем! Когда читаешь, как жестоко в сибирской ссылке обращались с царственными узниками, невольно стремишься понять, как же они, особенно дети, сумели выдержать издевательства и насмешки охраны, суровый климат Сибири. Как они, видя и понимая, что условия жизни превращаются в тюремные, выдержали это? Как они выдержали выходки охраны, стоявшей в шинелях и грязных сапогах, пока царская семья и слуги, получив свой «паек», ужинали, а один из охранников вдруг, толкнув локтем царя в лицо, полез грязной пятерней в тарелку государя, чтобы выхватить оттуда какой-то кусок? Как они выдерживали брань и неприличные пьяные песни революционной охраны? И раздумывая над этим, понимаешь, что они нам и всему человечеству давали урок. Они выдержали все потому, что были вместе. Потому что были Семьей. Потому что любили и берегли друг друга, поддерживали, подбадривали, не падали духом.

Дом Ипатьева в Екатеринбурге
Дом Ипатьева в Екатеринбурге, где царская семья и четверо их верных слуг провели в заточении почти два месяца и были расстреляны.

Цесаревич Алексей все время болел. Его болезнь обострялась от любого ушиба, и он невыразимо страдал. Он сутками не мог спать от боли. Сестры стремились помочь хоть как-нибудь: читали ему, старались развлечь рассказами и тихой игрой. Рисовали. Особенно хорошо рисовала старшая — Ольга. Вышивали. Играли на фортепиано. В Тобольске, находясь под арестом, царевны соорудили зимой горку, которую потом разломала охрана. Дети готовили веселый замечательный праздник — Рождество. И каждому сделали своими руками подарок — даже охране, считая, что праздник должен быть у всех. Охрану властям приходилось менять: видя доброту, кротость, любовь друг к другу царской семьи, солдаты проникались уважением к царским детям и их родителям…

Дети отлично понимали, что в стране сменилась власть, что царя предали, что наступило полное беззаконие, и своим вниманием к родителям, своей заботой старались смягчить горечь обрушившейся беды. Дети продолжали учиться, ставили спектакли на французском, английском и русском языках, писали иногда родственникам из заточения. И никогда, даже намеком, не жаловались, не давали страху и унынию проникать в душу.

Нам еще предстоит узнать, что за люди были их слуги, которые не предали царскую семью и погибли вместе с ними — врач Е. С. Боткин, камердинер А. И. Трупп, комнатная девушка А. С. Демидова и повар И. М. Харитонов. Каждому из нас еще предстоит понять, что же это были за личности — Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети, ведь недаром их причислили к лику святых.




Ольга Ковалевская
Редактор

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»