Август 2008 года
…
Свое эссе я хочу начать с загадки. Попробуйте по подсказкам назвать имя одного отважного полководца, которого вы хорошо знаете. Итак… увидеть его можно среди бронзовых фигур великих сподвижников императрицы на памятнике Екатерине Великой в сквере на площади Островского в Петербурге. В честь его побед на Марсовом поле был поставлен обелиск, позже перенесенный на площадь, названную в его честь, а потом переименованную. Его имя носит сквер на Васильевском острове недалеко от Академии художеств. В честь его Кагульской победы в Царском Селе установлен одноименный обелиск. Этот полководец стал вторым человеком в истории России, получившим орден Святого Георгия первой степени (а первой была Екатерина Вторая, наградившая сама себя). В его честь на Монетном дворе была выпущена специальная медаль с его профилем. И, наконец, в особняке его сына, выходящем фасадом на красавицу Неву, расположен музей истории нашего города. Догадались, о ком идет речь? Ну, конечно, о русском полководце, генерал-фельдмаршале Петре Александровиче Румянцеве-Задунайском.
На счету Петра Румянцева множество героических сражений, множество побед. А начинал он с командования пехотной бригадой в Семилетнюю войну у 1756-1773 годов. В этой войне он не только получил боевое крещение, но и совершил свой самый первый и один из самых ярких подвигов. А дело было так…
19 августа 1757 года русская армия двинулась к Кенигсбергу, путь к которому охранял фельдмаршал неприятельской армии Левальд.
Нашей армией командовал генерал-фельдмаршал С. Ф. Апраксин. Он обошел позицию врага и расположился на берегу реки Прегель. Наша армия отдыхала после переправы. Но разведка донесла об этом Левальду, и он с армией переправился через Прегель и неожиданно напал на наше войско. Самый страшный удар пришелся на дивизию генерала Лопухина. В первые же минуты боя два наших полка потеряли половину своего состава. Не растерялся только молодой бригадир Румянцев. По собственной инициативе он бросился в бой, заходя противнику с фланга. Это только кажется, что все так просто и быстро. Полкам Румянцева пришлось продираться через заболоченный лес, на это потребовались и силы, и время. Но удар Румянцева заставил неприятеля дрогнуть. Войска фельдмаршала Левальда беспорядочно бежали. Но победа досталась тяжело — наша сторона потеряла более 5 тысяч человек. Виноват в этом был главнокомандующий Апраксин. Он, кстати, тяжело переживал случившееся и совершил из ряда вон выходящий поступок — после этой трудной и кровопролитной победы неожиданно вывел армию из Восточной Пруссии, за что был обвинен в государственной измене и разжалован. Так по-разному проявляются характеры людей во время войны: Румянцев начал путь к вершинам воинской славы, выдвинулся в число лучших полководцев времен Екатерины Великой, главнокомандующий Апраксин испытал полный крах своей карьеры. Стратегия и тактика ведения боя сложилась у Румянцева именно в том памятном бою — теснить и наступать. Именно ее позднее развил великий А. Суворов. И как знать, стал бы Румянцев выдающимся полководцем, если бы проявил нерешительность или чуть замешкался в битве при Прегеле. На войне все решает умная отвага и готовность не жалеть себя, сражаясь под флагом России.