Сентябрь 2008 года
…
Изображение цветов можно считать самостоятельным живописным жанром, язык которого сложен, а символика многозначна.
На картинах голландских художников 17 века букет уподоблен человеческой жизни. Около вазы обычно расположены сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки — знаки бренности. В центре — недолговечные ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов — символы скромности и чистоты. Венчал композицию крупный цветок — «венец добродетели».
Цветы были традиционной темой и в китайской живописи. Особенно часто изображали цветущие сливы, орхидеи, бамбук и хризантемы. Например, цветы сливы олицетворяют чистоту помыслов, пышные пионы — богатство и роскошь, бамбук — непреклонность и стойкость. Китайский художник Ци Байши писал о живописи растений: «…их естественная красота должна казаться живой — вот-вот цветы заговорят. Так будут взволнованы сердца людей.»
Для В. Ван Гога в живописи не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. Художник видел «…во всей природе выражение и душу». Он часто писал розы и олеандры, маки и чертополох, ветви цветущих яблонь и миндальных деревьев. Любимым цветком Ван Гога был подсолнух. На его картинах эти цветы, словно впитавшие свет горячих лучей солнца, кажутся живыми. Полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся и изменяются у нас на глазах — растут и набухают, созревают и увядают.
Замечательная картина М. Врубеля «Сирень» — одно из самых загадочных произведений художника. Кажется, можно почувствовать запах рассыпанных по полотну весенних цветков сирени. Когда знаменитый и уже не юный великий П. Пикассо познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, он был очарован ею. Вскоре они поженились, и символом их союза стала картина «Женщина-цветок».
Армянский живописец М. Сарьян написал около 150 натюрмортов, изображающих цветы. Он писал цветы всегда — и в дни грусти, и в дни радости, и ни один из них не похож на остальные. Должно быть, именно поэтому цветы Сарьяна воспринимаются как разговор художника с природой и как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра.
Словно видение необычного сна — изображение розы на картине испанского сюрреалиста С. Дали. В прекрасном цветке, оторванном от земли, видится нечто завораживающе-таинственное и магическое.
А. Босхарт. «Цветы» |
Ци Байши. «Хризантема», 1954 г. |
Ван Гог. «Подсолнухи», 1888 г. |
М. Врубель. «Сирень», 1900 г. |
М. Сарьян. «Лотос», 1911 г. |
П. Пикассо. «Женщина-цветок», 1946 г. |
С. Дали. «Роза медитации», 1957 г. |