Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2008 года

Журнал Костер. Сентябрь 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Цветы и люди

Изображение цветов можно считать самостоятельным живописным жанром, язык которого сложен, а символика многозначна.

На картинах голландских художников 17 века букет уподоблен человеческой жизни. Около вазы обычно расположены сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки — знаки бренности. В центре — недолговечные ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов — символы скромности и чистоты. Венчал композицию крупный цветок — «венец добродетели».

Цветы были традиционной темой и в китайской живописи. Особенно часто изображали цветущие сливы, орхидеи, бамбук и хризантемы. Например, цветы сливы олицетворяют чистоту помыслов, пышные пионы — богатство и роскошь, бамбук — непреклонность и стойкость. Китайский художник Ци Байши писал о живописи растений: «…их естественная красота должна казаться живой — вот-вот цветы заговорят. Так будут взволнованы сердца людей.»

Для В. Ван Гога в живописи не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. Художник видел «…во всей природе выражение и душу». Он часто писал розы и олеандры, маки и чертополох, ветви цветущих яблонь и миндальных деревьев. Любимым цветком Ван Гога был подсолнух. На его картинах эти цветы, словно впитавшие свет горячих лучей солнца, кажутся живыми. Полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся и изменяются у нас на глазах — растут и набухают, созревают и увядают.

Замечательная картина М. Врубеля «Сирень» — одно из самых загадочных произведений художника. Кажется, можно почувствовать запах рассыпанных по полотну весенних цветков сирени. Когда знаменитый и уже не юный великий П. Пикассо познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, он был очарован ею. Вскоре они поженились, и символом их союза стала картина «Женщина-цветок».

Армянский живописец М. Сарьян написал около 150 натюрмортов, изображающих цветы. Он писал цветы всегда — и в дни грусти, и в дни радости, и ни один из них не похож на остальные. Должно быть, именно поэтому цветы Сарьяна воспринимаются как разговор художника с природой и как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра.

Словно видение необычного сна — изображение розы на картине испанского сюрреалиста С. Дали. В прекрасном цветке, оторванном от земли, видится нечто завораживающе-таинственное и магическое.

А. Босхарт. «Цветы»
А. Босхарт. «Цветы»
Ци Байши. «Хризантема», 1954 г.
Ци Байши. «Хризантема», 1954 г.
Ван Гог. «Подсолнухи», 1888 г.
Ван Гог. «Подсолнухи», 1888 г.
М. Врубель. «Сирень», 1900 г.
М. Врубель. «Сирень», 1900 г.
М. Сарьян. «Лотос», 1911 г.
М. Сарьян. «Лотос», 1911 г.
П. Пикассо. «Женщина-цветок», 1946 г.
П. Пикассо. «Женщина-цветок», 1946 г.
С. Дали. «Роза медитации», 1957 г.
С. Дали. «Роза медитации», 1957 г.



Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»