Сентябрь 2012 года
…
Герои неземных стихий
ЗА ПОДВОДНЫМИ КЛАДАМИ
Один предприимчивый американец издал любопытную карту. Вдоль и поперек она разрисована черепами, пистолетами, саблями и подзорными трубами. А если присмотреться, можно увидеть то тут, то там маленькие крестики. Их — около двух десятков. Что же они означают?
ДРАГОЦЕННЫЕ ПОТЕРИ
«Эта карта, — утверждает надпись, — показывает места богатейших кладов, спрятанных и потерянных знаменитыми пиратами, стоимостью в сотни миллионов долларов». Крестики обозначали места расположения кладов.
Вряд ли с помощью этой карты и в самом деле можно отыскать клад. Но то, что на морском дне лежат неисчислимые сокровища — истинная правда.
В 1595 году невдалеке от полуострова Флориды затонула испанская каравелла «Санта-Маргарита», в трюме которой находились золотые слитки стоимостью (по современному курсу) более восьми миллионов долларов. Три года спустя в Карибском море погиб корабль «Сан-Фердинандо» с драгоценностями стоимостью двадцать миллионов долларов. В 1628 году сильнейший ураган, разбушевавшийся во Флоридском проливе, погубил одиннадцать испанских галионов — трехмачтовых военных парусников, везших в Европу сказочную золотую добычу.
И этот перечень драгоценных потерь можно было бы продолжать и продолжать. Из восемнадцатого века — перейти в девятнадцатый, затем — в двадцатый и даже в наш, двадцать первый. Гибли с драгоценностями французские, английские, американские корабли, гибли, унося с собой на морское дно золото, серебро, платину и алмазы.
ТРАГЕДИЯ «ЛАУРЕНТИКА»
Конечно, попыток отвоевать у моря похищенные им сокровища было немало. Чаще всего попытки эти заканчивались неудачами, а то и трагедиями. Однако бывали и счастливые случаи. Зимой 1917 года у берегов Северной Ирландии произошла трагедия. В тот день английский корабль «Лаурентик» направлялся в канадский порт Галифакс. Он вез более трех тысяч слитков золота в качестве платы Канаде за военные поставки.
На выходе из залива Лох-Свилли «Лаурентик» наскочил на немецкую мину, подорвался и быстро ушел на дно вместе с половиной команды и своим драгоценным грузом — сорока тремя тоннами золота!
К счастью, корабль затонул на глубине около сорока метров. От поверхности же воды до палубы «Лаурентика» было и того меньше — всего восемнадцать метров.
Спасательные работы начались почти сразу же после гибели корабля. Все обещало быстрый успех. Так думали. В действительности же спасение золота «Лаурентика» оказалось делом чрезвычайно сложным и опасным.
С большим трудом водолазы проникли (да и то лишь при помощи взрывчатки) в бронированную кладовую, туда, где хранились вожделенные слитки. Небольшая часть их была извлечена из кладовой и поднята наверх.
«ИСЧЕЗНУВШЕЕ» ЗОЛОТО
Из-за непогоды работы пришлось на время приостановить. Когда же неделю спустя спасатели вернулись к «Лаурентику», то были просто поражены: кладовая оказалась… совершенно пустой! Напрасно водолазы шарили руками в кромешной тьме, проверяя на ощупь каждый уголок хранилища. Золото исчезло, «испарилось», как будто его и не было вовсе.
Как выяснилось, под ударами бушевавшего моря, доходившими до затонувшего корабля, его корпус сильно деформировался — изменил свою форму, швы на нем разошлись, слитки золота провалились в трюм и там перемешались с обломками, песком, илом и камнями.
Пришлось снова пустить в ход взрывчатку. Песчаные наносы водолазы размывали струями воды, подаваемой сверху по шлангам. Корабль пришлось разрезать на куски вдоль и поперек.
К 1924 году, за семь лет напряженного труда удалось разыскать и поднять на поверхность 2186 золотых слитков. Множество раз водолазам пришлось опускаться за ними на морское дно. И все же 25 слитков море так и не вернуло.
Это лишь один пример того, как нелегко добываются затонувшие сокровища. А таких примеров немало. Вспомним хотя бы еще об одном, о спасении драгоценностей, утонувших вместе с английским пароходом «Иджиптом».
22 мая 1922 года этот большой пассажирский пароход столкнулся в густом тумане с французским судном и, получив страшные повреждения корпуса, через двадцать минут затонул.
ДОРОГАЯ РАСПЛАТА
На беду, катастрофа произошла в глубоководном районе, у мыса Финистар, в Атлантике. Для водолазной техники того времени глубина была огромной — около ста метров. И все же, несмотря на это, сокровища решили спасать.
К «Иджипту» водолазы опускались в специальной наблюдательной камере. Через ее иллюминаторы они могли осматривать затонувший корабль и руководить работами. Драгоценности же поднимались сверху, с борта вспомогательного судна, при помощи особых захватов и лебедок.
Уникальная операция длилась шесть лет и стоила свыше миллиона долларов. Но расходы эти окупились, как говорится, с лихвой. Было поднято в итоге 865 слитков золота (к сожалению, не все, на судне их было больше тысячи), шесть тонн серебра и восемьдесят тысяч золотых монет.
Увы, искателям подводных кладов, как уже говорилось, удача сопутствовала не часто. В конце позапрошлого века известный английский водолаз Александр Ламберт взялся поднять золото с парохода «Альфонсо ХII», затонувшего в 1885 году в районе Канарских островов на большой глубине. Взорвав динамитом три палубы корабля, отважный водолаз поднял на поверхность семь ящиков с золотом, но какой ценой! Ламберт на всю жизнь потерял здоровье и уже никогда не смог опуститься на морское дно.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |