Сентябрь 2012 года
…
«В зоопарк на Петроградской стороне попал я не по своей воле: застал сильный артобстрел. Слышу — разрыв, еще разрыв. Подбегаю к стенке вольера и падаю в сугроб. Дождался отбоя тревоги, огляделся. Все и знакомо, и незнакомо одновременно: остатки разбитых беседок, павильонов, клеток, вольеров, перевернутые скамейки… Хаос, пустота.
Отправляюсь в бегемотник. Довольно шустро поднялась с места знакомая всем ленинградским довоенным ребятам Красавица. Исхудала, бедняжка! Увидев меня, она явно рассчитывала на угощение, но у меня с собой только журналистский блокнот. Разочарованная Красавица полезла в свой бывший бассейн, а вода-то там давно вымерзла!
Подоспела Дашина с кормом — маленькой охапкой сена и кучкой капустных листьев. На воле бегемоты, по наблюдениям Брема, обожают нежные цветки лотоса, но наша Красавица с удовольствием пожирала клочья своей хряпы: не до жиру, быть бы живу! Бегемотов не зря называют речными коровами: без воды им совсем беда! У Красавицы от безводья потрескалась толстая шкура, животное болело и жалобно ревело.
Дашина очень жалела бегемотиху — она к ней привязалась с детских лет, ведь за Красавицей ухаживал с 1911 года отец Веры Федоровны. Для спасения своей любимицы Дашина отправляется с двумя ведрами на Неву. По нескольку раз в день вступала она на невский лед, с превеликим трудом черпала воду, тащила ведра к бегемотнику, подбирала щепки, разводила костерок — нельзя же ледяной водой южное животное поливать! Зато как была счастлива Красавица, когда ее добрая няня поливала ее огромное тело теплой водичкой и смазывала целебной мазью!»
8 сентября — День памяти жертв Блокады Ленинграда |
Осень 2012 года. Прошло без малого 70 лет с тех пор, как фронтовой журналист и кинематографист Н. А. Сотников побывал здесь после артобстрела. Тот же зоопарк, на том же месте и так же называется — «Ленинградский зоопарк». Разумеется, за минувшие десятилетия зоопарк преобразился: расширена территория, построены новые павильоны. В одном из таких павильонов сотрудники зоопарка сумели создать небольшой музей — «Зоопарк в осаде».
Открываем дверь и… попадаем в комнатку смотрителя зоопарка в военные годы. Радиорепродуктор, стол, пишущая машинка, документы, чертежи, открытки, письма и брошюры времен блокады. На стене прикреплены указатели, висевшие на клетках в начале 40-х годов. Тур, песец, барсук, зубр, куница, бобр, росомаха, лисичка-корсак.
В годы блокады в зоосаде произошло редкое событие — у тигрицы Нади родились два тигренка. Надя кормить малышей отказалась. Тогда научный сотрудник В. М. Александров нашел им кормилицу — собаку. С большим трудом удалось выходить и вырастить тигрят. Назвали их ласково: Тигрюля и Василек. Но во время очередного артобстрела малышей убило взрывной волной…
Удивительный факт: в блокадном зоосаде была организована выставка рыб, работал маленький театр зверей. Было всего два дрессировщика — И. К. Раевский и Т. С. Рукавишникова, и артисты: медвежата, собачка и кролик. Выступали они и в школах, и в детских домах — драгоценные минуты радости для блокадных ребят!