Сентябрь 2012 года
…
СИМВОЛ НАДЕЖДЫ
Якоря создавались веками и веками же совершенствовались. Первый якорь появился четыре тысячи лет назад. Он был так же необходим человеку, как плуг, топор или подкова.
Самые первые якоря были простыми камнями, обвязанными веревкой. Ведь задача якоря — удерживать судно на воде. Потом появились якоря деревянные. На каждом судне был специальный матрос — «якорный ныряльщик». В шторм он опускался под воду и пытался зацепить деревянный крюк за дно. Но даже самые выносливые и крепкие ныряльщики не могли нырять на большие глубины.
С особой тщательностью кузнецы трудились над якорями из железа — от этого зависела судьба человека на водах. Не зря же с древнейших времен изображение двурогого якоря является символом надежды.
В Древней Греции якорь считался священным орудием. После его изготовления проводился особый обряд в храме Зевса — якорю воздавались пышные почести и приносились жертвы. За длительную историю мореплавания немало было изобретено самых разных якорей.
В 1822 году Английский якорный мастер Гаукинс совершил прорыв в якорной науке: он изобрел конструкцию, которая ложилась на дно плашмя, а два подвижных рога якоря, когда натягивался якорный канат, цеплялись за грунт. Правда, якорь часто выдергивался из грунта, протаскивался по дну и только потом фиксировал судно в неподвижном положении. Британскому Адмиралтейству такой якорь не понравился, и оно отвергло изобретение Гаукинса. Англия вспомнила о якоре Гаукинса спустя тридцать лет, когда подобную конструкцию изобрели и стали с энтузиазмом внедрять во Франции.
В 1852 году марсельский инженер Фердинанд Мартин предложил новую кованую конструкцию судового якоря, рога которого напоминали коромысло. Якорь получил имя — «Ancre de Surete», «Безопасный Якорь». И не без основания! Якорь Мартина не цеплялся за якорный канат, не пробивал днище судна, а при столкновении судов, уложенный плашмя на баке, не становился «смертоносным снарядом». Французское Адмиралтейство якорь одобрило.
Воодушевленный изобретатель тут же усовершенствовал конструкцию. Его новый якорь был удостоен трех золотых и одной серебряной медалей: в 1867 — в Париже, в 1868 — в Гавре, в 1871 — в Неаполе и в 1872 — в Лиме. Правда, второй якорь был хуже первого — он протаскивался по дну. Поэтому Мартин создал еще одну конструкцию — третий якорь, получивший мировое признание. Он применялся на морях семьдесят лет. Одним из его достоинств была возможность удобно укладывать якорь на палубу.
Но позднее встал вопрос: а нужно ли вообще класть якорь на палубу? Интересно, что еще древние норманны придумывали втягивать якорь в клюз (отверстие в корпусе судна). А вот инженерам вплоть до середины XIX века это в голову не приходило! Только в 1855 году англичанин Бакстер придумал способ отдавать и убирать якорь, не прикладывая к нему рук.
Сейчас существует более 5000 разновидностей якорных конструкций. Разработкой их занимаются специальные фирмы, соблюдающие стандарты и правила. А ведь было время, когда изобретать якоря пробовали матросы, капитаны, кораблестроители и даже люди, никогда в своей жизни не видевшие ни моря, ни настоящего корабля.