Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2016 года

Журнал Костер. Сентябрь 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Голоса исчезнувших миров

Читаем древнюю книгу


Крины, трилистники и чудовища: книжный орнамент

Инициал «М» новгородской рукописи XIV в. в виде двух рыбаков с сетью

Мы уже знаем, насколько сложным и важным делом было создание древней рукописной книги. На одно только переписывание текста особым почерком уходили месяцы и годы труда! Но книгу мало было переписать — ее обязательно надо было украсить затейливым орнаментом.

Заставка византийской рукописи IX—X вв.

Украшения рукописи могли быть совершенными и сложными, а могли быть простыми и безыскусными, но всегда подчинялись определенным правилам. В начале книги рисовали прямоугольную или квадратную ЗАСТАВКУ. Рисунок выполнялся не кистью, а тонко заточенным пером. Первую строку текста писали ВЯЗЬЮ — особыми крупными буквами. Кстати, именно такой вязью сделаны надписи на старинных русских колоколах и пушках. Для заглавий использовали яркую красную краску — КИНОВАРЬ. Ниже заглавия обязательно выделяли первую букву текста — ИНИЦИАЛ. Иногда такая буква-инициал превращалась в настоящий сюжетный рисунок, к ней могли даже сделать пояснительную надпись. Например, в одной из древнерусских рукописей есть инициал «Р» в виде фигурки человека, льющего на себя воду из ушата, а рядом на поле крошечными буквами написано: «Обливается водою».

Древнерусская рукопись XI в., богато украшенная в византийском стиле

Первые книги Руси подражали болгарским образцам, а те, в свою очередь — книгам Византийской империи. Поэтому наши рукописи XI—XII вв. украшены ВИЗАНТИЙСКИМ орнаментом — сложным, многоцветным, с растительными узорами (например, особыми цветками-кринами).

В XIII в. византийский стиль сменился на Руси ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИМ (от греческого «терас» — «чудовище»). В тератологии мы больше не встретим сложного многообразия красок и мотивов. Зато здесь появятся причудливые фантастические животные, которые будут переплетаться друг с другом.

Тератологическая заставка. В ней использованы всего три краски: красная киноварь для контура, желтая — для выделения отдельных частей узора и тёмно-синяя — для заполнения фона

На смену тератологическому орнаменту в XV столетии пришли сразу два новых стиля — БАЛКАНСКИЙ и НОВОВИЗАНТИЙСКИЙ. Оба они многоцветные и нарядные, но в балканском узор образован геометрическими фигурами, а в нововизантийском — листьями и цветами. И, наконец, в XVI в. в книгах появился СТАРОПЕЧАТНЫЙ орнамент, в котором появились элементы европейской гравюры — например, штриховка внутри листьев растений.



Лист русской рукописи XIV в. с тератологической заставкой, инициалом и киноварным заголовком

Лист русской рукописи XIV в. с тератологической заставкой, инициалом и киноварным заголовком
Рукопись XV в. с балканской заставкой. Заголовок написан вязью

Рукопись XV в. с балканской заставкой. Заголовок написан вязью





Михаил Савинов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»