Сентябрь 2016 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
В начале XIX века самая большая пробка в мире скапливалась на Лондонском мосту возле порта. Пешеходы, если повезет, могли протолкнуться и за час. А телеги с грузами по несколько дней ждали своей очереди, чтобы оказаться на другом берегу Темзы. Строить новый мост рядом с прежним не годилось — это привело бы к пробке парусных судов. Решено было прокладывать туннель.
Но вот беда! Когда землекопы проходили определенное расстояние под рекой, подземный ход рушился или туда устремлялась вода. Ведь в таком жидком грунте никто прежде не строил. В конце концов инженеры решили: туннель под Темзой невозможен.
Тогда и взялся за дело Марк Изамбар Брюнель. В его жизни случилась встреча, после которой переправа под дном реки уже не казалась фантастикой.
Брюнель родился во Франции, и должен был, как надеялся его отец, стать священником. А для этого требовалось усердно учить древние языки. Но ребенку нравилось мастерить механические игрушки и пробовать в деле новые инструменты. Через несколько лет он стал инженером.
В те времена самые невероятные проекты осуществлялись в Англии, и Брюнель отправился туда. Изобретал, строил портовые машины и сооружения и потому часто прогуливался вдоль судов. Там-то он и увидел щепку, которую точил себе на обед корабельный червь. Так этот представитель животного мира назывался у моряков, хотя, по науке, считался моллюском. Брюнель наклонился, поднял щепку и при помощи увеличительного стекла, которое всегда носил с собой, стал наблюдать трапезу. Голову моллюска покрывала плотная оболочка, похожая на шлем. Этим твердым куском головы моллюск сверлил дерево. Затем в действие вступали челюсти, поглощавшие опилки. В то же время моллюск производил жидкость, крепившую, как строительным раствором, стенки отверстия, через которое он полз по своей еде. Если б не «крепеж», моллюск оказался бы затерт несъеденными опилками, как корабль льдами.
По легенде, после встречи с корабельным червем Брюнель изобрел похожее устройство, при помощи которого стало возможно копать туннели в мягком грунте. Это устройство назвали проходческим щитом. Представьте себе железный дом из множества крохотных комнат. Их двери выходят на разные стороны. В комнатах находятся люди, защищенные сверху железной крышей. Те, кто в передних комнатах, вынимают сквозь двери землю. Затем дом передвигается вперед. На месте первого ряда комнат оказывается следующий. Люди из этих комнат крепят своды туннеля кирпичом, так что он не успевает обрушиться. Потом все повторяется сначала.
При помощи такого устройства под Темзой был проложен туннель шириной 11, высотой 6 и длиной 396 метров. Правда, товары из порта по этому туннелю доставлять не стали. Пока его строили, кончился век парусного флота и рядом со старым мостом появился новый. Туннель же превратился в туристическую достопримечательность Лондона и в самое главное доказательство возможности строить длинные трассы под городами.
И когда через двадцать лет в Лондоне проложили скоростной паровозный путь, один из его участков пустили по туннелю Брюнеля и назвали все сооружение «столичной железной дорогой», по-английски — «метрополитен рейлвэй», или сокращенно «метро».
С тех пор любую подземную дорогу строят при помощи проходческих щитов. Людей там давно заменили автоматы, но принцип работы не изменился: копать и крепить одновременно — так, как придумал изобретатель Брюнель или, может быть, подсмотрел у корабельного червя.
Рената Либина |
Художник Лев Колов | Страничка автора | Страничка художника |