Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2011 года

Журнал Костер. Сентябрь 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис... Театр без актера

Итак, театры бывают без крыши, без здания, без сцены, без зрительного зала — разные бывают театры. А вот бывает ли театр без актера? Бывает! Ведь что такое театр? Представление. А в представлении могут участвовать не только люди, но и механизмы, куклы, тени, даже одни декорации — бывали и такие «панорамные театры» в XVIII–XIX веках и в Европе, и у нас, в России. Очень популярны были они на русских ярмарках. Какой-нибудь мужичок устанавливал на земле ящик с окошком и зазывал желающих заглянуть внутрь. И зрители видели освещенную свечами картину — «Огненна гора Везувия», или «Город Парыж весь в снегу» ,или «Человек-великан ростом с версту». Такие ящики назывались «раёк», а их хозяева-балагуры — раёшники. Были большие крытые балаганы, где показывали картинки и больше размером, и больше числом. Использовали в них «волшебный фонарь» — проектор, внутри которого стояла свеча, а проецируемые картинки рисовали на стекле. Эти балаганы назывались «панорамы».

Но если заглянуть, скажем, в Средние века, там обнаружим совсем удивительный «театр без актера» — городские башенные часы. В момент, когда часы отбивали полдень или полночь, из боковых дверец циферблата выплывали аллегорические изображения Солнца, Луны, планет, извещая, что прошла половина суток. В других случаях это были Смерть с косой, Рыцарь с мечом, Ангел. Смерть махала костлявой рукой, Ангел взмахивал крыльями, а куранты отбивали старинный хорал. Время неумолимо, сообщал этот маленький спектакль.

Петрушка Гансвурст

А помните церковный театр — миракль, мистерии? Там нередко «адский огонь» или «свет Фаворский», фигуры святых, ангелов, бесов были всего лишь механическими актерами, которые одни и разыгрывали спектакль. Существует театр без актера и в наше время. В Шотландии, в Глазго, уже 15 лет работает театр «Шарманка», в котором вместо актеров действуют механизмы — кинематы. Загадочные конструкции, фигуры людей и животных приводятся в действие моторчиками и пружинами. Кинематы разыгрывают небольшой сюжет под специально подобранную музыку. Этот театр отдаленно напоминает наши кукольные театры.

Однако куклами управляют люди — артисты. Куклы еще в глубокой древности участвовали в религиозных обрядах. Известно о кукольных ритуальных представлениях в Древнем Египте за полторы тысячи лет до новой эры. Подобные представления давались и в Древнем Китае, и в Древней Индии. Как вид искусства, кукольные театры (театры бродячих актеров) появились в Древней Греции в IV–V в. до н. э. Кукольные представления были обычно комедийно-сатирическими, в них высмеивались людские пороки, а нередко и конкретные личности. Именно в народном кукольном театре родились позже такие персонажи, как итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, немецкий Гансвурст, а в России — Петрушка. Разновидностью кукольного театра был китайский театр теней. Фигурки здесь вырезались из кожи и управлялись тростниковыми палочками, а само представление проецировалось на большой лист промасленной бумаги: светильники устанавливались позади экрана, и на экране отражались только тени движущихся фигур.




Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»