Май-июнь 2007 года
…
Сегодняшняя встреча в клубе «Полководец» будет посвящена событию, произошедшему почти две с половиной тысячи лет назад — в августе 480 г. до нашей эры — у греческого селения Фермопилы.
Наверняка многие из вас смотрели вышедший недавно на экраны кинофильм «300 спартанцев». Возможно, кто-то видел и другой фильм с таким же названием, появившийся 40 лет назад или, по крайней мере, слышал о нем. В основе сюжета обоих фильмов лежит один из самых героических и трагических эпизодов в истории Древней Греции — оборона небольшим греческим отрядом под предводительством спартанского правителя Леонида Фермопильского прохода от огромной армии персидского царя Ксеркса.
О событиях той далекой эпохи мы знаем из рассказа древнегреческого историка Геродота. Во время войны греков против персов он был совсем маленьким и, конечно, ничего не мог знать о подвиге отряда Леонида. Но когда он вырос и стал писать историю этой войны, то все необходимые сведения он получал, расспрашивая взрослых современников Фермопильской эпопеи. По свидетельству Геродота, для похода на Грецию Ксеркс собрал войско в 2,5 миллиона человек, не считая гребцов на кораблях и обозных служителей — численность явно сильно преувеличенная, так как даже для нашего времени это очень большая армия (впрочем, и сам Геродот сомневался в достоверности этих сведений). Греческое же войско, закрывшее врагу дорогу при Фермопилах, насчитывало 6 тысяч человек, его главной силой были 300 спартанцев. Два дня греки отбивали атаки войска Ксеркса, который не мог использовать свое значительное численное превосходство в узком Фермопильском проходе — расстояние между морем и высокими горами с почти отвесными склонами в этом месте было не более 300 метров. Но в ночь на третий день часть персидской армии обошла позицию войска Леонида по дороге, проходившей через горы. Большинство греческих отрядов, узнав о том, что их обходят, отступили. Остались только спартанцы, так как по их обычаям отступление было величайшим позором, и около 1 тысячи воинов из городов Феспии и Фивы. Эта горстка воинов приняла бой и, окруженная со всех сторон, полностью погибла. Впоследствии на месте сражения греки установили памятник — большой камень со стихами в честь павших воинов. Надпись, посвященная спартанцам гласила:
«Путник, пойди сообщи нашим гражданам в Лакедемоне, Что их обычаю следуя, здесь мы костьми полегли». |
Предлагаем вам изготовить фигурки греческих и персидских воинов с помощью представленных на рис. 1 образцов: сделать с каждой из них по 10 или более копий, затем эти копии раскрасить, вырезать и склеить (подробно о том, как делать бумажных солдатиков, читайте в № 5-6 за 2006 г.). Потом с этими фигурками можно разыгрывать сражения по правилам, о которых вы узнаете позже.
У многих из вас наверняка появился вопрос: откуда мы знаем, как выглядели воины две с половиной тысячи лет назад, какое у них было оружие и боевое снаряжение? Ответ такой: в основном, благодаря археологии. При раскопках на местах древних поселений находят большое количество обломков предметов, а нередко и целые предметы, которыми пользовались люди тех эпох, а также изображения этих предметов и изображения самих людей (скульптуры, рельефы, рисунки, например, такие, как на греческой вазе, где изображены воины, снаряжающиеся на бой — рис. 2). Благодаря этим находкам мы довольно хорошо представляем себе, как выглядели греческие воины во время войны с Персидским царством.
На голове греческий воин носил шлем, закрывавший лицо почти целиком; шлем изготавливался из меди, а сверху мог украшаться высоким гребнем, делавшимся, по-видимому, из конского волоса. Тело воина защищал или доспех из очень плотной ткани в несколько слоев, на который могли дополнительно нашиваться металлические пластины, или медный панцирь. Еще одним предметом защитного снаряжения были поножи — медные пластины, охватывавшие ногу от колена до ступни. Главным оборонительным средством был щит. Он делался из дерева и покрывался снаружи медным листом или кожей; кроме того, на наружной стороне щита как правило делалось какое-либо изображение: геометрический рисунок, животное, мифическое существо, религиозный символ, «герб» рода или символ города. Щиты были большими — их диаметр достигал 1 метра, закрывая воина от шеи до колен. Весил такой щит по расчетам современных историков около 7 кг.
Основным оружием греческого воина было копье длиной значительно выше человеческого роста. В бою греки держали копье над плечом или над головой, но не для того, чтобы его кидать, а для того, чтобы в рукопашной схватке поразить противника поверх его щита или сильным ударом копья по щиту неприятельского воина попытаться сбить его с ног. Дополнительным оружием у греков был меч, которым сражались, если ломалось копье.
О воинах персидской армии мы, к сожалению, знаем гораздо меньше и, в основном, как это ни покажется на первый взгляд странным, из… греческих источников — из книги Геродота, описавшего внешний вид и вооружение воинов Ксеркса, и из изображений на греческих вазах (рис. 3). Чуть ли не единственное изображение персидскихвоинов, найденных на территории древней Персии — это цветная роспись на воротах тогдашней столицы государства города Сузы (рис. 4), сейчас она находится в Париже, в Лувре. Предполагается, что это так называемые «бессмертные» — лучшая, самая надежная часть войска персидских царей.
Из описания Геродота и из изображений видно, что все воины персидской армии имели луки. Это являлось их главным оружием, а копья и мечи — лишь вспомогательным. Специальных доспехов персидские воины не имели — их повседневная одежда из шерстяной ткани служила достаточной защитой. Персидские щиты были плетеные (из стеблей камыша, длинных, гибких веток и других материалов) и, скорее всего, обтягивались кожей. Размеры щитов были самые разные — от прикрывавших только грудь воина до закрывавших его полностью (рис. 5). В бою персидские воины стремились одержать победу, посылая в сторону противника тучи стрел, и только если это не приносило успеха, могли вступить в рукопашный бой. Однако в рукопашной они сильно уступали греческим воинам — и не столько из-за разницы в вооружении и снаряжении, сколько потому, что в бой греки шли тесным строем, плечом к плечу со своими родственниками и согражданами, чувствуя их моральную и физическую поддержку. А в бою очень многое зависит от того, насколько воины уверены в себе, в своих товарищах и командирах. Персы же и воины подвластных им народов в гораздо меньшей степени были способны к совместным действиям и не обладали сплоченностью — ведь в этом нет особой необходимости при стрельбе из лука. Но без взаимной поддержки они не столь смело шли вперед и могли не решиться вступить в рукопашный бой. А если до рукопашной все же доходило — греки держались стойко, а персидские воины быстро падали духом, теряли надежду на успех и начинали отступать.
Ж.Л. Жмодиков сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи |
Художник Наталия Якубовская | |
Страничка автора | Страничка художника |