Май-июнь 2007 года
…
ЧУДО, ДА И ТОЛЬКО!
Случилось чудо: человек, случайно упавший в Ниагарский водопад, остался жив! Местные телеоператоры, снимавшие красивые виды, случайно заметили, как мужчина плывет по реке (она тоже называется Ниагара) к водопаду и его тянет в водоворот, а потом он вылезает на отмель, упав с высоты в 50 метров. Причем этот человек был без каких-то защитных приспособлений, в джинсах и свитере и даже в кроссовках. Туристы, которых вокруг Ниагарского водопада полно, тоже сделали снимки. Они сообщили, что человек падал невероятно быстро, просто пролетел вниз, как птица.
Спасшегося, конечно, встретили полицейские, надели на него наручники и даже закрыли ему лицо. Дело в том, что Ниагара — место, куда тянет ненормальных людей и самоубийц. Что же касается смельчаков, то они прыгают в водопад, запасшись защитой — ящиками, бочками. И таких было за всю историю водопада человек 10, не более. Выжила только половина. Первым человеком, который спустился по водопаду в бочке и остался в живых, была 63-летняя школьная учительница. В 1960 году в водоворот затянуло экскурсионную лодку, живым остался только семилетний мальчик, но на нем был надувной спасательный жилет. Что же касается описанного случая, оставшийся неизвестным человек был отправлен в больницу; медики подтвердили, что с ним все в порядке.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОДКА
НачалоУдивительная лодка гондола, управляемая умелым гондольером, да еще и при полной нагрузке (до 1200 кг!), может идти со скоростью в три узла, то есть около 4 км/час. Примечательно следующее: специалисты утверждают, что соотношение между скоростью и затраченной на движение энергией делает современную гондолу самым рентабельным судном в мире.
При всех технических качествах и достоинствах гондолы, имидж ее все же определяет тот, кто управляет ею — гондольер. Одна из исторических хроник 1493 года сообщает, что первыми гондольерами были черные рабы, принадлежавшие богатым венецианским семьям. Со временем образовалась корпорация гондольеров. Эти люди гордились своей профессией. В конце XV века в Венеции было от 15 до 29 тысяч гондольеров. Вместе со своими семьями они составляли по численности четверть населения города. Сегодня же гондольеров в Венеции не более 400 человек.
Гондольеры разговаривают на своем особом языке — варианте венецианского диалекта с примесью итальянских, испанских и даже арабских слов. Так термины, обозначающие размеры гондолы и 280 деревянных частей ее конструкции, а также всевозможные инструменты и приемы, используемые при строительстве, совсем непонятны большинству итальянцев и даже тем профессионалам-корабелам, кто не проживает в Венеции. Опытный же гондольер легко может читать и понимать надписи на старых чертежах гондолы, скажем, 1555 г.
В праздники и торжественные события (например, по случаю посещения знатных иностранных гостей) в Венеции обязательно устраивались состязания гондольеров не только на скорость, но и на лучшее убранство судна. Например, в 1682 г. посол Франции проследовал перед толпами венецианцев в гондоле в стиле барокко, представлявшей собой как бы его визитную карточку. «Вся гондола была украшена золоченой резьбой… По четырем углам возвышались аллегорические статуи, олицетворяющие добродетели посла и т.д.». Таково описание события в одной из тогдашних хроник.
Гондольеры всегда охотно выступали в регатах (это слово — венецианского происхождения), где могли показать свои ловкость, силу и профессиональное мастерство. В истории Венеции был долгий период, когда прекратили устраивать регаты. Но в 1976 г. традицию восстановили. Теперь ежегодно сотни профессиональных гондольеров и любителей участвуют в трудном морском марафоне на дистанцию 32 км. А так — гондола нынче потеряла свое значение как городское транспортное средство, ей оставлена чисто декоративная роль: развлекать туристов.
Так называется новый телевизионный фильм режиссера Александра Сорокина. История, о которой в нем идет речь, достойна занять заметное место в летописи событий, рассказывающих о высоком героизме советских моряков, защищавших северные подступы к нашей Родине в годы Великой Отечественной войны. Как известно, в эти годы в Западной Европе против немцев сражались англичане. Именно с ними был налажен обмен грузами по морю. В Англию из Мурманска шли суда, груженные лесом, пиломатериалами, рудой. А обратно караваны загружались в основном английским и американским оружием и продовольствием для советских войск. Такие караваны назывались конвоями, потому что беззащитные тихоходные торговые суда сопровождались эсминцами и быстрыми военными катерами. Конвои в Британию назвались английскими буквами PQ с соответствующим номером, обратные, в СССР, — QP.
«Ижора» была старым пароходом, построенным еще в 1921 году. Она шла в составе конвоя PQ-8 из Мурманска с грузом архангельского леса. Старое тихоходное судно с трудом сохраняло свое место в строю и с усилением ветра стало отставать. По суровым законам войны ждать «Ижору» не стали, и через некоторое время пароходик остался один.
Так уж случилось, что он оказался на пути не просто немецкого военного судна, а флагмана всей немецкой эскадры, караулящей караваны союзных судов, — огромного линкора «Тирпиц» (это фамилия немецкого адмирала, в его честь фашисты назвали корабль) и сопровождавших его эсминцев. Конечно, для «Тирпица» пустить ко дну «Ижору» было делом трех минут. Но немцы встревожились: русские моряки даже за три минуты могли по радио сообщить о встрече и дать свои координаты. Фашисты планировали операцию по разгрому двух встречных конвоев, находящихся в это время в пути — PQ-12 и QP-8. Это требовало полной скрытности местонахождения немецкой эскадры. Наведя на пароход все свои орудия, «Тирпиц» поднял сигнал для «Ижоры» о радиомолчании. Немцы были совершенно уверены, что старый пароход не осмелится нарушить это требование. Настолько уверены, что даже не включили свою станцию радиопомех, которая могла помешать радиообмену.
Но они просчитались. Храбрая «Ижора» немедленно телеграфировала своим судам по радио о случившемся и дала точные координаты. Сообщение было принято на кораблях британской эскадры адмирала Тови и на судах союзных конвоев, что помогло принять соответствующие меры по защите конвоев.
Для «Ижоры» все это означало быструю смерть. Немцы, обнаружив радиопередачу, немедленно выместили на пароходе весь свой гнев и все разочарование по поводу сорванной операции. Эскадра обрушила на «Ижору», вооруженную пулеметами и крошечной пушкой, которая управлялась в том числе и женщинами-военнослужащими, настоящий шквал огня. Но судно, груженное деревом, упорно не хотело тонуть. Только сброшенные рядом с его бортом глубинные бомбы положили конец мучительной агонии…
Впервые о подвиге «Ижоры» написал Валентин Пикуль в своем знаменитом романе «Реквием каравану PQ-17», именно ему принадлежит эта фраза — «Помните, люди, эту «Ижору»!». Но узнать подробности этого неравного боя стало возможным только через много лет благодаря исследованию любителя военной истории Норберта Клапдора, отец которого служил на одном из немецких эсминцев, принимавших участие в этой операции. Настоящей сенсацией для ветеранов и историков стало сообщение о том, что один из членов экипажа «Ижоры» остался в живых и был взят немцами в плен. Клапдору удалось отыскать уникальные документы, рассказывающие о последних днях Николая Адаева, старшего помощника капитана «Ижоры», а ветеранам полярных конвоев — установить контакт с товарищем Адаева по немецкому плену, а также с братом и сестрой героя.
Премьера нового фильма состоялась накануне праздника Победы в Государственной морской академии имени С. О. Макарова в Петербурге. А в праздничные дни лента «Помните, люди, эту «Ижору»!» была показана по телевидению.