Январь 2010 года
…
У замечательного французского писателя Даниэля Пеннака, которого вы все хорошо знаете по чудесным книгам «Собака Пес», «Глаз волка» и увлекательным историям о французском мальчишке Камо, вышла новая книга, на этот раз — о школе. Она называется «Школьные страдания» и адресована в первую очередь педагогам. В предисловии автор с мудрой улыбкой вспоминает, что в Пеннака-ученика не верил никто из учителей, все только вопрошали: «И что же из тебя выйдет?!» Вышел — отличный педагог и талантливый писатель.
Что уж тут скрывать — учителя любят вешать на своих учеников всевозможные ярлыки, «вставлять» ребят в рамочки с подписями: «Этот у меня "Умник", а этот — "Балбес"…» Диагноз «необучаемый» в свое время был поставлен учителями маленькому Эдисону, Андерсену, Черчиллю и даже гениальному Эйнштейну… Федору Шаляпину в детстве предрекали работу дворника, будущего писателя Александра Грина с позором выгнали из реального училища, а Корнея Чуковского — из гимназии. Константин Циолковский с треском провалился на экзаменах в техническое училище, а будущую великую русскую актрису Марию Ермолову педагоги заклинали на пушечный выстрел не приближаться к театру. Михаила Кутузова в детстве бранили за леность, беспечность и нежелание учиться, а юного Бутлерова, который чуть не взорвал школу, долго и изощренно позорили перед всеми учениками. И все-таки из этих «отъявленных тупиц» и «неисправимых хулиганов» получились замечательные люди. А ведь как это важно, чтобы в детстве в нас кто-то ВЕРИЛ, чтобы кто-то дал тебе КРЫЛЬЯ, как когда-то мастер Дедал дал крылья своему ученику и сыну Икару.
Итак… «Костер» объявляет новый конкурс — «КРЫЛЬЯ ДЕДАЛА». Любой ученик — от первоклашки до одиннадцатиклассника — может выдвинуть на Премию имени Дедала своего учителя. Но не любого, а только того, кто сумел вдохнуть в вас веру, помог преодолеть непреодолимое, подарил радость полета.
Что для этого нужно? Написать небольшую заметку о своем учителе или школьном библиотекаре (а ведь хорошая книга, подсказанная в нужный момент — это лучшее лекарство, самая верная поддержка) чья вера помогла вам воспарить над землей, поверить в самого себя. Был ли в вашей жизни такой Учитель? Как и в чем он помог вам? Что у вас получилось, с чем удалось справиться, что преодолеть?
Ждем ваши заметки прямо сейчас и до 1 ноября 2010 года. Победители получат дипломы и призы. Удачи!
О чем мечтаем в Новый год? «Когда же лето к нам придет!» Каникул хочется больших, купанья в речках голубых, цветов и птичек на лугах, следов крапивы на ногах, в веснушках чтобы — щеки, нос… Эх, кто бы лето нам принес! И вот на встречу к нам спешит… поэт — Захаров Леонид! А с ним — мудры, тонки, легки — такие летние стихи!
Ползет, наслаждается солнечным светом, весною ползет, а особенно летом, ползет на восток, как по компасу — прямо, тяжелую ракушку тащит упрямо, ползет на восток, значит — солнцу навстречу, она не владеет письмом или речью, и звуков не слышит, предметов не видит, но встречный прохожий ее не обидит. Продолжение |
«ЭРА МИЛОСЕРДИЯ» — новый конкурс писателя ЭДУАРДА УСПЕНСКОГО
Я ехал в пригородной электричке. Напротив меня сидели два парнишки. Один играл в PSP, а второй смотрел с интересом и, видимо, тоже очень хотел поиграть. Он решился все-таки попросить у соседа игру. Тот подумал-подумал и говорит: «Бери, но за пачку жвачки!» Сначала я поразился его меркантильности, но потом вспомнил Тома Сойера, как он собрал целую коллекцию замечательных вещей, продав очередь покрасить забор.
А еще мне не дает покоя письмо Марины Липченко из Оленегорска, которое «Костер» напечатал в февральском номере прошлого года. Она, говоря «об улучшении жизни», предложила в больнице, над кроватью больного, вешать фотографии родителей врача, чтобы врач, подходя к пациенту, видел своих родителей, и ему было бы стыдно лечить плохо. Мне вспоминается письмо мальчика из сельской школы Гдовской области, это было в «Год хорошего ребенка». Он писал, что «хочется быть хорошим, да ведь хвалят мало». И письмо девочки из детского дома, которая пишет: «Взрослые, любите того ребенка, который у вас! Он — самый лучший!» А шестилетний Ваня, который сказал, что «хороший ребенок тот, который счастливый»! Все эти и другие письма заставляют задуматься: часто ли дети сталкиваются с милосердием? Продолжение
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
КОНКУРС СОАВТОРОВ
Вот ведь как — 150 лет Антону Павловичу, классику. Как праздновать будем? Правильно — новым литературным конкурсом. Так что, дорогие соавторы, берите перо и бумагу. Вам предстоит перенестись на — «недостойный материк» и составить — «Ученую книгу» села Блины-Съедены (что-то вроде энциклопедии). Для этого придется — заняться наукой и открытиями» и, как говорится, — произвести их собственными руками и наполнить свои нелепые головешки, свои дикие черепа мыслями и комплектами величайших знаний». В общем, вам нужно короткой и веселой историей продолжить труд Василия Семи-Булатова, написав письмо к ученому соседу. Начнем вместе с Антоном Павловичем:
ПИСЬМО К УЧЕНОМУ СОСЕДУ
Дорогой Соседушка!
Осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Всякое открытие терзает меня, как гвоздик в спине. Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть. Я много произвел открытий своим собственным умом, таких открытий, каких еще ни один реформатор не изобретал.
А дальше Антон Павлович передает перо вам, дорогие соавторы. Как вы, надеемся, помните, Василий предложил дорогому соседушке открыть что-нибудь вместе, литературой заняться. Вот мы и последуем его совету. Попробуйте совершить свое маленькое гениальное открытие, сочинив смешную историю-ответ на любой из вечных вопросов — «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?», «Зачем?» и «Куда?». Темы «открытий»
Катятся с горы двадцать восемь апельсинов. Катятся-катятся! Катятся-катятся! Гора большая. Апельсинов много. Склон покруче — катятся быстрее. Склон пологий — катятся не спеша. Поляна или лужок — совсем медленно катятся. А дальше — обрыв. И опять помчались, полетели, подпрыгивая, подскакивая: скок! скок! скок! скок! А за ними — тридцать пять мандаринов. Катятся-катятся! Катятся-катятся! А за мандаринами — лимоны! Двадцать один лимон. Высоченная гора! Над ее вершиной летают птицы. На склонах — желтеют цветы. Внизу же, у подножья, бежит река и поворачивает за другую гору. А что за поворотом — никто не знает. Может, страшилища живут, а может, порхают бабочки.
Катятся с горы апельсины, мандарины катятся и лимоны, катятся-катятся, догнать друг друга не могут. А покатились они потому, что на горе, на самом верху, растут три дерева — апельсиновое, мандариновое и лимонное, сплошь увешанные плодами. Ветер подул. Ветки взмахнулись. Апельсины, мандарины и лимоны посыпались. Сначала апельсины, потом мандарины, потом лимоны.
А возле деревьев стоит грузовик. Принадлежит хомяку. Хомяк обещал увезти апельсины, мандарины и лимоны. Но у грузовика квадратные колеса, и из-за этого третью неделю хомяк не может поехать, то есть с того самого дня, когда он купил этот грузовик. Думал хомяк, думал! Размышлял, прикидывал! Он был очень бестолковый! И сообразил: колеса надо накачать! Тогда из квадратных они станут круглыми. Любому понятно: если квадрат накачать, он начнет распрямляться и постепенно станет кругом. А если из круга выпустить воздух, то он сначала сделается овалом, а потом прямой линией. Взял хомяк насос и принялся накачивать колеса. Колеса начали круглеть, округляться, закругляться, и стали совершенно круглыми. Но только приготовился хомяк запрыгнуть в кабину — автомобиль поехал с горы. Побежал хомяк следом. «Стой, драндулет проклятый! — кричит. — Догоню я тебя!» А грузовик отвечает: «Не догонишь!» И пукнул из выхлопной трубы черным дымом. Хомяк даже чихнул от подобной наглости. Ну и ну! Продолжение
Год Франции в России
Генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге господин Мишель Обри |
Новый, 2010 год объявлен «Годом Франции в России». Мы встретились с Генеральным консулом Франции в Петербурге господином Мишелем Обри и рассказали ему, как наш журнал освещает эту тему.
— Я с интересом познакомился с материалами, которые публикует «Костер» о дружбе ребят наших стран, мне понравились фотографии, которые рассказывают о достопримечательностях Парижа, о культуре и истории Франции.
— Господин Обри, а какие публикации Вам особенно запомнились?
— Всегда интересно читать о людях — будь то дети или взрослые. Мне приятно, что в России благодаря вашему журналу будут знать, например, о нашем замечательном энтузиасте, пропагандисте профессии, которая так нужна людям, поваре-кондитере Пьере Доменике Сесийоне и о том, как он приобщает к своей профессии детей. Интересны публикации, из которых видно, что в России знают и любят французскую литературу. Я порадовался за Шарля Перро и Дюма, которые и сегодня читаются с интересом. Продолжение