Январь 2017 года

…

У нас в гостях видный государственный и политический деятель, исследователь книжной культуры, библиофил, талантливый писатель Михаил Вадимович Сеславинский.

— Михаил Вадимович, откуда в Вашей жизни такая любовь к книге?
— Я родился и рос в городе Дзержинске, тогда
Горьковской, а ныне Нижегородской области. Это
город с населением около 300 тысяч человек.
Я учился в обычной, но очень хорошей для российской провинции школе и был
увлеченным книгочеем. Надо сказать, что таким в нашем классе в то
время был не я один. Например,
мой ближайший приятель Мишка,
который впоследствии стал одним
из героев книги рассказов «Частное пионерское», был точно таким же любителем чтения. Мы
были записаны в пять или шесть
библиотек. С книжным фондом в библиотеках
тогда была напряженка. Взять на дом хорошую
книжку было не так-то просто, да и приобрести
в магазине тоже было тяжело. Юные читатели
журнала, скорее всего, никогда даже не сталкивались с «книжным дефицитом», ибо сейчас, входя
в книжный магазин, на полках видят такое изобилие книг, что в голову не может прийти, что
раньше книги надо было каким-то специальным
образом доставать или покупать на черном рынке, переплачивая подчас не просто в два-три раза,
а в десять — пятнадцать раз выше стоимости, которая была обозначена государством на задней
крышке переплета.

Я довольно рано, уже с десяти лет, начал читать
серьезную литературу, взрослые романы, и, конечно, с этого момента детские книжки мне были
уже малоинтересны. В то время существовало
строгое ограничение
в библиотеках: школьникам младших классов не разрешалось брать в отделе взрослой
литературы понравившиеся книги для чтения.
Библиотеки я любил, но из-за этого ограничения
испытывал определенные трудности, которые все
же как-то удавалось преодолевать.
— Как книга повлияла на формирование Вашего характера? Какие книги Вы читали в детстве и какие из них непременно советуете прочитать современному ребенку?
— Бывает, что люди после прочтения романов
Джека Лондона или «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого считают эти книжки своей путеводной звездой в течение всей жизни.
Трудно сказать, какие книги больше всего повлияли на формирование именно моей личности.
Есть книги, которые я перечитываю много раз,
но сейчас назову
только одну. Это
известная повесть
Александра Исаевича Солженицына
«Один день Ивана
Денисовича». Есть
такой библейский постулат о том, что, когда
тебе плохо, иди к тому,
кому хуже. Эта повесть,
нашумевшая и запрещенная, потом опять пришедшая к читателю миллионными тиражами,
рассказывает об одном дне, о трудной судьбе простого заключенного, который отбывает срок
в сталинских лагерях и минута за минутой описывает день своей непростой жизни. Когда мне
плохо, я беру в руки «Один день Ивана Денисовича», читаю и понимаю, что все мои трудности — это ничто по сравнению с положением
человека, который находится в заключении, терпит всяческие лишения, выполняя тяжелую работу, думает лишь о том, как бы заработать еще
один кусок хлеба, чтобы не остаться голодным.
У каждого человека есть своя такая книжка. Мне
довольно тяжело рекомендовать книги для чтения, потому что нужно учитывать, например,
возрастные особенности. Главное, чтобы каждый
сам делал свой выбор.
— Вы автор книги «Частное пионерское»,
по ней снят одноименный фильм. Этот фильм
смотрят не только дети, но и взрослые. В чем
секрет такого успеха?

— Я вообще довольно часто обращаюсь к своему детству, вспоминаю о нем. Книга «Частное пионерское» основана на моих детских воспоминаниях. Мне кажется, что она имеет определенный успех, потому что она интересна и родителям, и детям; она объединяет и родителей, и детей. И фильм, который снят по ее мотивам, добрый и качественный. Этот фильм, снятый в лучших традициях советского кинематографа, как правило, смотрят семьей, а это самое главное.
— Как Вы относитесь к книге электронной? Вытеснит ли она бумажное издание?
— Сегодня чтение — дело не модное. Понятно, что книге трудно конкурировать с современными гаджетами, с социальными сетями, но она незаметно не просто становится вашим надежным другом в любую минуту, но и развивает сознание, интеллект, ум. Вы, может быть, даже этого не будете чувствовать. Редко бывает, что после прочтения пары книг ребенок говорит: «Ух ты! Каким я теперь стал умным». Процесс накопления знаний обычно идет незаметно. Я окончил физико-математическую школу, при этом был до мозга костей гуманитарием, затем окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета. И это сочетание точных наук, литературы и чтения очень серьезно помогало мне в жизни.
— Дети в свободное время сидят в Интернете, с гаджетами, как, по Вашему мнению, можно вернуть ребенку интерес к чтению?
— Я не хочу противопоставлять книгу и Интернет, книгу и гаджеты. Мне кажется, что при известном желании, старании все это достаточно органично может существовать в нашей жизни и одно может дополнять другое. Поэтому хорошего вам чтения, которое будет помогать вам в течение всей жизни!
