Январь 2017 года
…
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СТРАНСТВИЯ ГУСАРА БУЛАТОВИЧА
Приключения, которые довелось испытать гусару (кавалеристу) Александру Ксаверьевичу Булатовичу, поистине удивительны. Он побывал в таких местах Африки, куда до него не добирался ни один европеец. Не раз при этом он рисковал жизнью. А позже рассказал об увиденном и пережитом в своих книгах.
ОПАСНЫЙ ПЕРЕХОД
К концу позапрошлого века почти вся Африка была разделена на колонии. И только Эфиопия (тогда ее называли Абиссинией) оставалась свободной. В кровопролитных боях ей удалось отстоять свою независимость. Эфиопия была страной православной, и потому в России очень сочувственно относились к страданиям народа этой страны.
Весной 1896 г. в Эфиопию на помощь раненым и больным был послан русский медицинский отряд. В составе его находился также молодой офицер, корнет, Александр Булатович, слывший замечательным наездником. Отряд высадился в порту Джибути, на северо-востоке Африки, и стал готовиться к далекому путешествию в Харэр, один из самых крупных городов Эфиопии.
Однако прежде чем пускаться в далекий путь, было решено послать в Харэр своего представителя. Выполнить это задание взялся корнет Булатович. Его сопровождали два почтальона, хорошо знавшие дорогу. Чтобы добраться до Харэра требовалось проехать на верблюдах под палящими лучами солнца около 400 км.
ЧЕРЕЗ ДАНАКИЛЬСКУЮ ПУСТЫНЮ
Лишь на четвертые сутки смертельно усталые всадники на изнуренных верблюдах въехали в город. А десять дней спустя сюда же прибыл и весь медицинский отряд.
Но Харэр не был еще конечной целью русских врачей. Целью являлась Аддис-Абеба, столица Эфиопии. И снова неутомимый корнет готовится в путь, еще более далекий и рискованный. Он должен был подготовить приезд медицинского отряда в Аддис-Абебу и для этого встретиться и с самим императором Эфиопии, негусом, Менеликом II.
Путь от Харэра до эфиопской столицы — длиной в 700 км, причем по страшной Данакильской пустыне. Булатович выехал с несколькими проводниками-амарцами. Половина пути осталась позади, когда их настигли грабители. Они отобрали у путешественников все, что те имели, и бросили в пустыне на верную смерть.
Так и случилось бы, но произошло чудо. Здесь, в пустыне, они неожиданно повстречали русского отставного поручика Николая Леонтьева, давно уже переселившегося в Эфиопию, и тот поделился с соотечественниками своими припасами.
К ОЗЕРУ РУДОЛЬФА
При первой же встрече Булатович вызвал у Менелика II доверие и приязнь.
— Мы ждем ваш отряд, — сказал император, — и просим ускорить прибытие ваших врачей.
Русский госпиталь работал в Аддис-Абебе до осени 1896 г. Врачи уехали на родину, а Александр Ксаверьевич остался в Африке. Ему хотелось как можно лучше изучить загадочную Эфиопию. Около шести месяцев продолжалось его новое путешествие через горы и бурные реки, леса и пустыни. Он подробно ознакомился с природой этой страны, бытом и обычаями ее народа. С небольшим отрядом отважный путешественник прошел путь протяженностью более тысячи километров.
Лишь весной 1897 г. Булатович возвратился в Петербург. Он был произведен в поручики и награжден орденом. Вышла в свет его книга о путешествии по Эфиопии.
Тридцатилетний поручик стал необыкновенно знаменитым. Все жаждали встречи с ним. Он уже стал уставать от столичной суеты и был несказанно рад, когда появилась возможность снова отправиться в милую его сердцу Эфиопию.
А как раз в это время в Аддис-Абебе шла подготовка войск Менелика II к военному походу. Многотысячная армия должна была, двигаясь на юго-запад, дойти до озера Рудольфа и водрузить там флаг империи. Император предложил русскому офицеру принять участие в этом походе. И Булатович согласился. С жестокими боями огромная армия продвигалась все дальше и дальше. Вместе с эфиопскими воинами Булатович испытывал все тяготы, лишения и опасности.
Об этом боевом походе Александр Ксаверьевич рассказал позже в своей второй книге, которую так и назвал: «С войсками Менелика II».
МОНАХ АНТОНИЙ
Теперь он был уже ротмистром лейб-гвардии Его Величества гусарского полка. И вдруг произошло неожиданное.
Он, блестящий офицер, подает в отставку и… постригается в монахи, становится отцом Антонием. Что послужило причиной этого, так и осталось тайной.
В 1911 г. он снова едет в Эфиопию. Дело в том, что еще во время похода с войсками Менелика II Булатович подобрал израненного чернокожего мальчика, назвал его Васькой и привез в Россию. Но Васька тосковал по родине, и его пришлось отправить назад. И вот отец Антоний решил навестить своего Ваську, а также основать в Эфиопии монастырь. Ваську он повидал, но создать монастырь не удалось. Это был его последний приезд в Африку.
Когда началась Первая мировая война, отец Антоний ушел на фронт, священником участвовал в боях. Случалось и не раз, когда он сам поднимал солдат в атаку. А после революции уехал в свое родное украинское село Луцыковку, где и поселился в небольшом домишке и стал жить тихо и одиноко.
Кому понадобилось поднять руку на безобидного монаха, выяснить не удалось. Известно только, что утром в декабре 1919 г. он был найден убитым в своей келье.
Постепенно имя бесстрашного путешественника стало забываться. И только много лет спустя его труды были переизданы. Значение их для науки нисколько не уменьшилось с годами, напротив, многократно возросло.
Та Африка, которую Александр Булатович увидел своими глазами, давно исчезла. И лишь из его книг можно узнать, какой она была.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | |
Страничка автора | Страничка художника |