Архив журнала для детей Костер

Январь 2017 года

Журнал Костер. Январь 2017 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


История вещей

История вещей
Три сокровища каллиграфа


Может ли профессией человека стать … линия? Именно линией занимается художник-каллиграф. Каллиграфическая линия может быть и прямой, и изогнутой, главное, чтобы менялась ее толщина. Толщина может меняться плавно и постепенно, а может — резко и неожиданно. Когда смотришь на такую линию, кажется, что линия дышит: вот она делает вдох и расширяется, а затем — выдох и сужается, становится едва заметной, будто прячется. Прямо как живая!

Работа хдожника-каллиграфа

Чтобы получить такую линию, каллиграфы пользуются каллиграфическими инструментами. Существуют две большие семьи каллиграфических инструментов. Их можно легко распознать по внешнему виду. Все члены одной семьи имеют остренький носик, и их называют остроконечные инструменты. Основное их назначение — тонкие линии. Остроконечными могут быть и перья, и кисти, и даже обычный остро оточенный карандаш.

Вторая семья — ширококонечные инструменты. Их носики обрублены, срезаны. Пишут ими, поставив весь срез на бумагу. Они особенно хороши для письма широких линий. Это и кисти, и перья разных размеров, а также самый древний каллиграфический инструмент — тростниковое перо, или калам, как его называют на Востоке.

Инструменты так важны, что каллиграф называет их «мои сокровища». Их берегут, за ними тщательно ухаживают, следят за тем, чтобы они были всегда чистыми и готовыми к работе в любой момент. И еще каллиграф никогда не дает свои инструменты в руки другого человека. Чернила и тушь — второе сокровище каллиграфа. В разные века и в разных странах их делали из разных компонентов и по разным рецептам, но всегда эти сведения хранились в глубочайшей тайне, и разглашение тайны сурово каралось.

Работа хдожника-каллиграфа

На Руси пользовались чернилами из листьев дуба. Они имели темно-серый цвет, а при письме постепенно меняли его, становясь коричневыми.

На Дальнем востоке, например, в Китае и Японии, писали тушью. Делали ее из сажи и копоти, остававшихся после сжигания большого количества сосновых веток.

Чтобы каллиграфу начать работу, не хватает еще одного важного компонента — бумаги. Бумага — третье сокровище каллиграфа. Считается, что бумага была изобретена в Китае две тысячи лет назад, и даже называется имя изобретателя — Цай Лунь. Министр и советник китайского императора Цай Лунь начал делать бумагу из хлопка. До изобретения бумаги люди тысячи лет писали на разных бумагоподобных материалах, например на листьях бамбука, папируса и банановой пальмы, на березовой коре, на шелке, на тщательно выделанных шкурах животных и даже на материале, из которого были сделаны гнезда ос. Изобретение привычной для нас бумаги открыло миру новые возможности для развития, и сейчас мы не представляем свою жизнь без этого простого предмета нашей повседневной жизни.

Итак, у нас с вами есть все необходимое для работы — инструменты, тушь и бумага — три сокровища каллиграфа, — и мы можем смело приступать к письму!

Татьяна ПЕТРЕНКО,
педагог школы каллиграфии
«От Аза до Ижицы»,
Санкт-Петербург

Работы учеников школы каллиграфии




Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»