Ноябрь-декабрь 2009 года
…
ПРЕЗРЕВШИЕ СТРАХ
В начале прошлого века, на заре авиации, художники нередко изображали авиаторов с костлявой Смертью за спиной. И в самом деле, авиаторы того времени страшно рисковали, поскольку летали без парашютов. Надежный авиационный парашют еще не был создан, и никто толком не мог сказать, каким он должен быть.
ПРЫЖОК НАД САН-ЛУИСОМ
С воздушных шаров прыгали издавна. Не раз это делал и американский капитан Альберт Берри. Но вот весной 1912 года он задумал совершить первый в мире прыжок с аэроплана. Двухместный биплан должен был взлететь с аэродрома авиационной школы в Сан-Луисе. Многие считали предстоящий прыжок Берри сумасбродством и предрекали самый печальный исход.
Дважды из-за погоды полет откладывался. Наконец, 1 марта крылатая машина с пилотом Яннусом и Берри поднялась в воздух. Самолет летел на высоте 450 метров, когда отважный капитан начал готовиться к прыжку. Металлический контейнер с уложенным в нем парашютом был прикреплен под фюзеляжем самолета. Берри перебрался на шасси машины и бесстрашно бросился в пропасть. Своей тяжестью он выдернул парашют из контейнера и затем падал еще добрую сотню метров, пока купол парашюта раскрылся.
Берри позже рассказывал, что больше волновался не столько за себя, сколько за пилота. Но все закончилось вполне благополучно. Девять дней спустя Берри повторил прыжок и на этот раз чуть было не погиб, запутавшись в куполе раскрывавшегося парашюта.
РАНЕЦ ЖАНА ОРСА
Француз Жан Орс получил авиаторский диплом в 1911 году. Он хорошо знал, как необходим авиаторам парашют, упорно работал над ним, испытывал, сбрасывая манекен с Эйфелевой башни и, наконец, рискнул опробовать его на себе. Поднять испытателя в воздух согласился пилот Лемуан, любивший опасные эксперименты. Первый парашют Орса был слишком громоздким, чтобы стать ранцевым. Изобретатель прикрепил его под двухместным монопланом, а сам устроился на шасси машины.
12 февраля 1914 года Жан Орс впервые выбросился из-под самолета на высоте километра. Парашют быстро раскрылся, и через две-три минуты улыбающийся Орс стоял на земле, принимая заслуженные поздравления.
Он прыгал потом неоднократно, и не только во Франции, но и в других странах. Совершенствуя свой парашют, Орс сделал его в виде круглого ранца. В нем были такие детали, которые используются в авиационных парашютах до сих пор. Демонстрируя на конкурсе в США надежность своего парашюта, Орс оставил аэроплан и бросился вниз на высоте всего 150 метров! Он открыл первую школу парашютистов и вместе со своими учениками проводил показательные выступления по всей Франции.
БРЮССЕЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Первой женщиной, совершившей парашютный прыжок с самолета, была француженка Кайя де Кастелла. Ее муж сконструировал авиационный парашют, а она, рискуя жизнью, испытывала это изобретение.
Дебют Кайи де Кастеллы как парашютистки состоялся 17 мая 1914 года в городе Невере. Она поднялась на биплане «Гупи», управляемом авиатором Пеллетье. Парашют, уложенный в коробку, прикреплялся к телу парашютистки.
При подъеме в воздух отважная испытательница висела, привязанная под фюзеляжем и нижним крылом самолета. Такое, висячее, положение было удобным для испытательного прыжка, но в дальнейшем планировалось покидать машину из ее кабины.
В полете, на достаточной высоте, авиатор отцепил парашютистку. Сообщения о прыжке с самолета женщины появились в газетах и журналах многих стран. Прыжок Кастеллы называли «рекордом смелости», примером «отчаянной храбрости».
После первого опыта в Невере Кайя де Кастелла совершила еще шесть прыжков в других городах. Пять из них были успешными, а шестой закончился катастрофой.
Эта ужасная трагедия произошла в Брюсселе 21 июля 1914 года на ипподроме во время авиационных выступлений. Как обычно, Кайя де Кастелла поднялась, прикрепленная под самолетом, и на высоте полукилометра была отцеплена. Московская газета «Раннее утро» писала: «Публика замерла. Секунда, другая. Парашют не раскрывался. Видно, как летчица падает, подобно камню, со все ускоряющейся быстротой. Еще секунда, и слышится раздирающий душу последний крик. Несчастная врезалась в землю и погибла на месте».
С КРЫЛА «ВУАЗЕНА»
Первый прыжок с самолета в России был совершен 13 июля 1917 года поручиком 5-го корпусного воздухоплавательного отряда Брониславом Фаддеевичем Нарбутом.
Ему шел в то время 27-й год. Он закончил курсы Офицерской воздухоплавательной школы, но до того успел повоевать в пехоте, дважды был ранен и не раз награждался орденами за храбрость и боевое отличие.
На аэродроме под Киевом возникла мысль испытать воздухоплавательный парашют «на предмет его годности в деле авиации». Сделать это вызвался Бронислав Нарбут.
Чехол с парашютом подвесили под гондолой самолета типа «Вуазен», состоявшего тогда на вооружении русской армии. Дважды сбросили с парашютом груз. И оба раза он сработал безотказно. Настала очередь прыгать Нарбуту.
Когда биплан поднялся на высоту 850 метров, испытатель вылез из кабины на крыло и бросился вниз. «Парашют раскрылся быстро, — докладывал помощник командира дивизиона. — При этом поручик Нарбут не испытал даже толчка и плавно опустился на землю».
Первым нашим летчиком, спасшимся благодаря парашюту, был знаменитый Михаил Громов, самолет которого 23 июня 1927 года не вышел из штопора. К началу 1932 года только в США насчитывалось уже более трех сотен случаев спасения на парашютах. Наконец, парашют превратился в надежный «спасательный круг» авиаторов.
Геннадий Черненко |
Художник Виктор Пономаренко | Страничка автора | Страничка художника |