Ноябрь-декабрь 2011 года
…
И эхо таинства за шелестом кулис…
Когда пришла человеку мысль — петь вместо того, чтобы говорить? Мысль возникла не вдруг. Считается, что опера как жанр родилась в Италии, во Флоренции, в конце XVI века, а одним ее реформаторов был итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Он создал и первый в Европе оперный театр — в Венеции, в 1607 году.
Но как сильно отличались первые оперы от нынешних! Долгое время это был просто драматический спектакль, в котором герои в определенные моменты пели романс или арию, чтобы поведать зрителю о своих чувствах, мыслях, намерениях. Отпев, актеры переходили снова на обычную речь. Потом композиторы решили и эти связующие тексты произносить под музыку. Тексты произносились нараспев, а клавесин или арфа отбивали аккорды. Такие распевные тексты назывались речитативом. Были «речитативы секко» (по-итальянски «сухой») и речитативы, шедшие под оркестровый аккомпанемент. Включали в оперу и танцы. Текст для оперы назывался либретто.
Почему же люди решили заменить речь пением? Во-первых, музыка погружает человека в прекрасный мир — мир звуков и чудесных мелодий. А во-вторых, музыка умеет выразить то, что в словах не всегда выразишь — это чувства, это страсти, это тончайшие эмоции. Многие народы испокон веков выражают себя через песню, через мелодию. Опера не случайно родилась в Италии. Итальянцы всегда были поющим народом. До сих пор лучшие в мире голоса — итальянские; лучших в мире певцов нам дает Италия…
В начале XIX века речитатив стал исчезать из оперы, весь текст композиторы стали класть на музыку. Из драматического спектакля с пением опера превратилась в музыкально-драматический спектакль. Появилось понятие «музыкальная драматургия».
Опера полюбилась публике с первого своего появления. Опер стали писать так много, что сегодня историкам не собрать даже их названия, не говоря о либретто или музыке. Оперы писались самые разные — историко-драматические, романтические, бытовые, сказочные, лирические… Рождались виды оперных представлений — опера-балет, опера-феерия, опера-водевиль, опера-пародия. В Италии в начале XVIII века соперничали опера-сериа (то есть «серьезная опера») и опера-буффа, то есть опера комическая, веселая («буффа» по-итальянски — «шутка»). И писали эти оперы композиторы очень серьезные и известные — Монтеверди, Скарлатти, Россини, Беллини, Люли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Глюк, Моцарт… Многие их оперы ставятся до сих пор: «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини…
В Россию опера пришла только в начале XVIII века, привезли ее сюда итальянские оперные труппы. Долгое время итальянская опера была у нас законодательницей музыкальной моды — русской оперы еще не было. Она появилась в конце того же века. Среди первых русских композиторов — Фомин, Матинский, Кавос… Эти имена мало кому сегодня известны. А вот оперу Глинки «Иван Сусанин» и оперу Даргомыжского «Русалка» знают все. XIX век – это «золотой век» русской оперы. «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Садко» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского — сегодня это признанные мировые шедевры. И таких шедевров было создано в России немало.
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |