Февраль 2012 года
…
История вещей
Любой малыш запросто нарисует самолет: колбаску на голубом фоне, а от нее два крыла и хвост. Но то, что сегодня кажется таким простым, для первых изобретателей летных аппаратов было совсем не очевидным. Привычный нам самолет был только одним из возможных вариантов. Перспективным считался аппарат, позволяющий вертикальный взлет и обладающий высокой маневренностью — ортоптер. Его конструкция рассматривалась наравне с моделями, оборудованными десятками сотен мелких крыльев, крыльями-вентиляторами и конструкциями с замкнутой формой крыла. Так что еще не известно, на чем бы мы летали сегодня, если бы в соревновании летательных аппаратов победил какой-то другой.
Первый в истории авиации ортоптер (или орнитоптер) построил Евгений Сверчков — военный инженер из России. За идею он взял колесный пароход. Раз пароход плывет по воде с помощью загребных лопастей, то и летательный аппарат сможет держаться в воздухе, если на него поставить гребные колеса. Правда, плотность воздуха и воды различна. Поэтому летные колеса должны были не только толкать аппарат вперед, но и удерживать его над землей. Принцип был прост: вращающиеся лопасти колеса загребают воздух и отбрасывают его назад, так возникает подъемная и реактивная сила, толкающая конструкцию вперед и удерживающая ее в воздухе. Сверчков установил на аппарат 12 лопастей, попарно, под углом в 120 градусов. Лопасти укреплялись на роторе не жестко, они могли двигаться относительно оси ротора. Конструкция была сделана из бамбуковых трубок и весила всего 200 кг.
Идея Сверчкова понравилась — на выставке технических новинок и достижений 1909 года модель получила медаль. Произошло это еще до ее испытания. Пробный полет был запланирован на ночное время. Прослышавший про это народ собрался на летном поле огромной толпой, несмотря на то, что на часах было три часа ночи. Увы, машина так и не взлетела. Двигатель конструкции швейцарца Альфреда Бюши, от которого посредством ременной передачи осуществлялся привод, не смог не то что поднять аппарат в небо, но даже просто сдвинуть его с места. Десяти лошадиных сил Бюши оказалось маловато. Расстроенный изобретатель оставил свои мечты о небе и ушел в политику. Его идеи пытались подхватить изобретатель Медведев в 1914 году и конструктор Михайлов в 1916. Но и эти аппараты вертикального взлета и посадки так и не смогли покорить небо.
Додумать конструкцию ортоптера удалось только в XXI веке. Им одновременно всерьез занялись специалисты южнокорейского Сеульского государственного университета, национального университета Сингапура и группы «Бош аэроспейс». Ортоптер, который за это время приобрел название «цикложир», претерпел ряд изменений. После долгой работы и неудачных попыток, в 2007 году аппарат наконец-то поднялся в воздух. Весит он 16,4 кг, мощность двигателя — 3 лошадиных силы, радиус ротора (их четыре) — 25 см, а длина лопасти (по четыре на каждом роторе) — 50 см. И называется он по-современному — «Скайуокер-3». Ученые прочат ему стать революционным прорывом в истории авиации.