Февраль 2012 года
…
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ открылся 12 февраля 1937 года в Аничковом дворце. Тогда он назывался Ленинградским Дворцом пионеров. И сразу стал самым известным и любимым местом детворы, где каждый мог посвятить себя творчеству и любимому делу. Сегодня во Дворце занимается 15590 человек. Кружков и творческих объединений — 1350. На любой вкус — приходи и занимайся!
ПАЗЗЛЫ ИСТОРИИ
За дверями Аничкова дворца происходят удивительные вещи: за одной решают задачи, за другой говорят по-французски, за третьей танцуют, за четвертой ищут какую-то синекдоху… А вот за этой — нечто совсем удивительное. Компьютеры здесь соседствуют с глиняными кувшинами, камнями, привезенными с раскопок, и иконами.
«Первые занятия здесь прошли еще в 1970 году, а в 1990 выделился целый сектор, — рассказывает заведующая Наталья Владимировна Алексеева. — Были экспедиции, ближние и дальние: копали в Ленобласти, ездили в Сибирь, в Херсонес. Работали в Египте по приглашению египетского писателя, лауреата Нобелевской премии. Недавно ездили в Сирию и в Иерусалим. За это время участниками наших экспедиций были более двух тысяч человек».
«Что нужно, чтобы стать настоящим археологом?» — адресует Наталья Владимировна одной из девочек мой вопрос.
— Грязь любить, — смущенно отвечает та.
— Это самое главное, — полушутливо говорит Наталья Владимировна. — Экспедиционная пыль забивается везде: в уши, в волосы, под ногти. Дар историка — один из самых редких. Нужно иметь терпение, хорошие руки, как у хирурга, талант. Логическое мышление, память. Владеть компьютером.
— И уметь собирать паззлы, — с улыбкой добавляет мальчик.
ПОДЛОДКИ В ГОРОДЕ
Лаборатория экологии морского бентоса или гидробиологии (ЛЭМБ). Здесь изучают морских животных и растения. Все, как на корабле: много синего цвета, словно из иллюминатора подлодки видишь море, а вокруг — приборы для исследования морей и океанов. Именно этим и занимаются юные гидробиологи из ЛЭМБа.
Вадим Михайлович Хайтов — руководитель сектора полевой экологии — указывает на шкаф с папками: «Научные работы пополняются каждый год. Ребята пишут доклады и исследования, выступают на конференциях. Наша задача — создавать не просто кружки, а серьезные научные группировки».
Как на любом корабле, в лаборатории много разных «кают», где ребята проводят исследования. Все материалы собираются гидробиологами во время летних и зимних экспедиций. Есть еще химическая лаборатория, где проводятся анализы структуры морского дна. Но чтобы стать настоящим ученым, мало теоретических знаний, надо уметь нырять с аквалангом, вязать морские узлы, ходить под парусом. Это только начало погружения в мир серьезной науки.
ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА
«Среди тысячи людей похожих /Я пойму, что ты из ТЮТа тоже, / Я узнаю по глазам горящим,/ По делам большим и настоящим».
Театр Юношеского Творчества существует с апреля 1956 года. Матвей Григорьевич Дубровин, его основатель, придумал систему занятий в театре: каждый из юных артистов не только играет свою роль, но еще занимается технической работой — светом, гримом, костюмом, монтажем, декорацией, бутафорией или звуком. По словам Е. Ю. Сазонова, художественного руководителя ТЮТа, иногда театральному производству учатся даже серьезнее и глубже, чем актерскому, потому что не каждый может стать профессиональным актером. А технической, к примеру, световой, костюмерной или столярной работой, овладеть может любой.
У детского театра нет задачи подготовить артистов. «Мы душу готовим. Мы развиваем, мы влюбляем в театр. Мы играем через любовь, интерес, а не через профессию. Хотя каким-то элементам специальности мы учим: говорить, двигаться, создать характер», — рассказывает Е. Ю. Сазонов.
Как говорил Матвей Дубровин, внутри каждого человека есть коробочка, в которой хранится драгоценное содержание этого человека, и самое важное — открыть эту коробочку; в этом-то и заключается главная задача ТЮТа.
Юрий Владимирович Красиков, один из режиссеров ТЮТа, сказал про этот театр так: «Выходишь из серого-серого дома, идешь по серому двору в серую среднюю школу, все среднее, все серенькое. Едешь по серому городу во Дворец, открываешь дверь и попадаешь в Африку: буйство красок, все цветное, все настоящее».
ШКОЛА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН
Рев мотора, стук, скрежет, голоса ребят, стойкий запах бензина, команды и подсказки преподавателя. Как в муравейнике: у каждого есть дело, все снуют туда-сюда, чем-то занимаются, спрашивают совета. С первого взгляда кажется, что в мастерской царит хаос, но если присмотреться, то видно, что каждая вещь здесь на своем месте.
Илья Юрьевич Шелохнев рассказал, что в кружке занимаются около 50 ребят от 8 до 18 лет. В течение первого года идет обучение вождению на мотоцикле и теория. «Обычно ребят, которые к нам приходят, нужно учить не только устройству мотоцикла и вождению, а иногда и правилам поведения в обществе, и даже просто шнурки завязывать».
Ребята из секции выступают на различных соревнованиях: 34 мастера спорта, 54 чемпиона страны и один трехкратный чемпион мира. Список наград солидный.
Многие ребята проводят невероятное количество времени в мастерской. На мой вопрос: «Что для вас мотоспорт?», крепкий парень Гоша в толстовке с взъерошенными волосами ответил:
— Мне нравятся мотоциклы, нравится собирать их и ездить на них. Ты получаешь такое ощущение… Это и адреналин, и эйфория. Особенно на гоночной трассе.
Другой воспитанник секции, Максим, на тот же вопрос ответил так:
— Это способ самовыражения. Это свобода. Это стремление. Это действительно мужской вид спорта.
Материал подготовили юные журналисты
школы журналистики ГДТЮ «Поколение»