Февраль 2015 года
…
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ!
К поэзии относятся по-особенному — с уважением и даже трепетом. Ее называют высокой, а некоторые — святой! В ней ищут и совета, и красоты, и возвышенного настроения.
Но чтобы лучше понять и полюбить стихи, можно сначала попробовать открыть их тайны. Кто-то скажет: «Какие же могут быть тайны, если всё русским языком написано?» Конечно, это так. Слова понятны. И написано (то есть напечатано) черным по белому. Но, поверьте, у стихов все-таки есть свои секреты! Пусть читатели спросят о них саму Поэзию…
Представим себе такой диалог…
— Можно ли пересказать стихи?
— Пересказать красиво вряд ли получится, наверное, вообще невозможно. Во-первых, у стихов, как у музыки, есть собственный ритм! Это первый секрет. Если пересказывать, ритм исчезнет. Стихи звучат то напевно, то бодро, то задумчиво. А иногда и не очень благозвучно…
— Мы думали, стихи всегда ласкают слух. Почему же они бывают неблагозвучны?
— Потому что они говорят иногда о вещах грустных, трудных. Тут и звуки нужны соответствующие. И это второй секрет — «Звукопись». Вот, например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» поэт Сергей Есенин пишет: «Дремлет взрытая дорога…» Вслушайся! Как звучит?.. Конечно! Эта строчка немного «рычит» («ДРемлет взРытая доРога…»). Почему? Да потому, что дороге тяжело — она взрыхленная, изъезженная телегами, ее развезло осенней слякотью. И она ждет не дождется зимы. Зачем? Потому что зима принакроет ее снежком, и ей будет легко, когда по ней сани поедут, лошади копытами будут снежок топтать.
— А почему о неживом — например, дороге, — в стихах говорится как о живом? Как будто дорога чувствует!
— То, что для обычного взгляда мертво (или не совсем одушевлено), стихи оживляют!
В них воды — «гласят» (говорят, кричат), гром — «резвится, играет» (так написал Тютчев в стихотворениях «Весенние воды» и «Весенняя гроза»). Парус — «просит бури»; утес «тихонько плачет», попрощавшись с тучкой (так у Лермонтова в стихах «Парус» и «Утес»). Кот поет (у Фета, «Кот поет, глаза прищуря…»). Зима тоже поет, да еще и аукает (у Есенина, «Поет зима — аукает…»)! У Тютчева зима «еще хлопочет и на весну ворчит» («Зима недаром злится…»), а земля «принахмурилась» перед грозой («Неохотно и несмело…»). В ясный день облака ласкаются к солнцу (у Баратынского в стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!»)… Этот секрет называется «Олицетворение». А в стихотворении Есенина, о котором мы говорили, — «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» — холодный и далекий месяц стал живым, маленьким, теплым жеребенком!
— Ох! Не слишком ли странная фантазия?! Месяц — жеребенок!
— А это еще один секрет! Его мы назовем «Всё на всё похоже!». Но об этом — в следующий раз.
Евгений Славутский |
Художник Евгений Морозов | |
Страничка автора | Страничка художника |