Архив журнала для детей Костер

Февраль 2015 года

Журнал Костер. Февраль 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Рубрика Вот в чем вопрос

ЧТО скрывает МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСЦА?

Начало ЧТО скрывает МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСЦА?

Равный великим?

Голландец ван Меегерен, окончивший Академию изящных искусств и мечтающий о славе, решил одурачить искусствоведов. Но как это сделать?

Он создаст такие полотна, которые нельзя будет отличить от кисти художников прошлого, и когда все ахнут от изумления, откроет имя настоящего автора. Вот тогда о нем заговорят и признают: ван Меегерен — равен великим!

Он не собирался делать копии с картин, он задумал создать новый шедевр прославленного живописца Вермеера! Этим художником, открытым лишь в XIX веке, все чрезвычайно интересовались, о нем мало знали, и картин его в ту пору было известно всего двадцать восемь. Ван Меегерен не стал писать дышащие свежестью городские пейзажи и милых девушек в опрятных комнатах, он изобразил евангельскую сцену: Христа, явившегося после воскресения своим ученикам. Картин на религиозные темы у Вермеера не было. Сравнивать подделку — не с чем. Появление новой картины Вермеера с евангельским сюжетом должно было произвести настоящий фурор. Но случилось это не скоро. На подготовку к работе ушли годы.



Я ненастоящий!


Ван Меегерен покупал у антикваров старые картины и счищал с них живопись, чтобы химический анализ подтвердил, что холстам действительно триста лет. Сам готовил краски, как это делали в давние времена. Научился «старить» живопись, чтобы тонкая паутинка трещинок на полотне выглядела настоящей даже под рентгеном. Он изучал секреты живописной техники старых мастеров, манеру письма. И вот настал день, когда ван Меегерен взял кисти из барсучьего волоса, какими писали в старину, и принялся за картину.

Он вдохновенно писал на старом холсте, сушил его в специальной печи и «старил», а потом, для пущей убедительности, поцарапал картину, надорвал холст и отреставрировал.

Работа была закончена. Теперь ее нужно было так представить публике, чтобы ни у кого не возникло вопроса, откуда она взялась. Ван Меегерен сочинил историю, как нашел картину в Италии и контрабандой доставил на родину.

К Абрахаму Бредиусу, большому знатоку голландской живописи, из осторожности он обратился не сам, нашел посредника. Увидев полотно, эксперт пришел в неописуемое волнение и подтвердил: это — Вермеер Дельфтский! В 1937 году появилась публикация Бредиуса о сенсационной находке, о ней заговорили. Картина была куплена за большие деньги для музея Роттердама, где попала в руки реставратора, который любовно очистил ее от потемневшего лака. Теперь картину могли видеть все. Ею восхищались, о ней писали, ее репродуцировали.

Это был настоящий триумф! Настало время открыть истину. Но тогда пришлось бы вернуть деньги за картину, расстаться с богатством. Ван Меегерен подумал и решил не торопиться с признанием. А чтобы не терять времени даром… Но об этом — в следующий раз.

Продолжение «ВЕЛИКИЙ ФАЛЬСИФИКАТОР»?




Елена Матвеева
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»