Архив журнала для детей Костер

Март 2008 года

Журнал Костер. Март 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ

«СТУПАЙТЕ ВНИЗ!»

Самолет с отделяемой кабиной Г. Е. Котельникова

Как спасти пассажиров самолета, если в воздухе случится авария? Об этом конструкторы задумались давно. Предлагали разное.

Лет 70 назад в Америке было создано кресло под названием «Ступайте вниз!». По сигналу тревоги от пассажиров требовалось сделать лишь одно — застегнуть привязные ремни. Остальное делал летчик: движением рычага он раскрывал люки, и кресла вместе с пассажирами выпадали из самолета. Парашют, находившийся в каждом кресле, раскрывался автоматически.

Так задумывалось. Производились опыты, но не с людьми, а с манекенами. Кресло действовало неплохо, однако применения оно так и не получило. Да и не могло получить. Мыслимо ли, чтобы, скажем, бабушка-пассажирка, смогла выдержать такой кувырок в пропасть вместе с креслом?

Другие конструкторы считали, что спасать пассажиров нужно не поодиночке, а всех сразу. Для этого — сделать пассажирский салон отделяющимся от самолета, и в случае опасной аварии опускать его на одном большом парашюте. Например, «парашют коллективного спасения» предлагал применять известный русский изобретатель Г. Е. Котельников.

ПАРАШЮТ ДЛЯ САМОЛЕТА

Самолет под куполом парашюта

Увы, и отделяемый пассажирский салон остался мечтой. Слишком уж сложно оказалось устроить его на больших пассажирских самолетах. Иное дело маленькие машины. Для них отделяющейся кабины не нужно. Их можно спасать целиком.

Около двадцати лет над парашютом для спасения всего самолета работали итальянские инженеры, а испытать его взялся летчик Томи Вокер.

Поднявшись в воздух на одноместном туристском самолете, он «отстрелил» его крылья заложенными в них зарядами. Самолет камнем понесся вниз. Но пилот привел в действие парашют диаметром более 20 метров, и скорость спуска машины сильно замедлилась. Самолет ровно и плавно опустился на траву, а рядом с ним лег полосатый купол парашюта.

Но это были испытания с небольшой, тихоходной машиной. А если самолет летит со скоростью 900, а то и 1000 километров в час (теперь это обычные скорости), да еще на огромной высоте, в разреженном воздухе, где требуется уже особый костюм или скафандр? Тогда задача спасения усложняется чрезвычайно.

О сложности ее говорит опыт военной авиации. Даже при скорости полета в 500 километров в час на летчика, пытающегося при аварии оставить машину, встречный воздушный поток давит с силой в несколько сот килограммов. Покинуть самолет при таком напоре не сможет даже самый тренированный летчик. Что уж тогда говорить о спасении при полете со скоростью звука и большей!

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Учебное катапультирование на тренажере

Но дело не только в воздушном напоре. Летчик, оказавшийся за бортом, почти наверняка столкнется с высоким хвостовым оперением и погибнет от страшного удара.

Стало ясно, что при авариях скоростного самолета летчика нужно выбрасывать, катапультировать из кабины. Так появились стреляющие кресла.

Приняв решение катапультироваться, летчик тянет за специальную ручку. От этого движения сбрасывается прозрачный фонарь, закрывающий кабину, принудительно подтягиваются к креслу ноги и плечи пилота, прижимаются к телу его руки.

Срабатывает пиропатрон, пороховой заряд, кресло выстреливается из самолета и, описав дугу, переносит летчика через высокий киль хвостового оперения. А после того, как оно отделится, автоматически открываются парашюты.

У нас первое опытное катапультирование выполнил летом 1947 года парашютист-испытатель Гавриил Кондрашов. Вынужденное, из горящего истребителя, двумя годами позже совершил майор Константин Зотов, и катапульта его не подвела. Но так бывало не всегда. Об этом свидетельствует случай, произошедший с американским военным летчиком Джоржем Смитом в 1955 году.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Момент катапультирования: кресло слетчиком вылетело из кабины

Он летел на высоте 11 тысяч метров. При одном из маневров управление заклинило, и машина перешла в крутое пикирование.

Тем временем скорость самолета уже превысила звуковую, 1200 километров в час. Кресло не было рассчитано на такую скорость, но Смит все же катапультировался. Другого выхода у него не было.

Катастрофа произошла над морем. Смит опустился в воду. Его подобрала случайная моторная лодка. Вид пилота был ужасным. Лицо изранено. Глаза вылезли из орбит. Часть носа — оторвана. Воздушный вихрь сорвал шлем, перчатки, часы и даже туго зашнурованные ботинки. Желудок был так надут воздухом, что тело летчика держалось на воде, как поплавок.

После специалисты подсчитали, что Смит при катапультировании испытал чудовищную, 40-кратную перегрузку. То есть его вес в этот момент возрос в 40 раз, до 3200 килограммов! Около семи месяцев пролежал летчик на больничной койке, пока врачам удалось снова поставить его на ноги.

Можно вспомнить и другое катапультирование, осенью 1989 года. Тогда под Парижем, на аэродроме Ле Бурже, проходила очередная авиационная выставка. Наш летчик Анатолий Квочур демонстрировал показательный полет на истребителе «МиГ-29». При крутом вираже резко упала тяга одного из двигателей, и самолет свалился на крыло.

КРЕСЛО С КОМПЬЮТЕРОМ

Катапультное кресло устроено сложно

Произошло это на высоте всего ста метров. Выровнять самолет не было никакой возможности. Квочур включил катапульту. Через пару секунд самолет врезался в землю и взорвался. Пилот опустился на расстоянии нескольких метров от полыхавших обломков его «МиГа». Катапультное кресло спасло ему жизнь. Квочур рассказывал: «Помню, что отчетливо увидел, как удивительно медленно стала сминаться носовая часть фюзеляжа, как вспыхнул огонь. Все показалось мне растянутым по времени и беззвучным, словно в немом кино».

Чтобы кресло могло спасать и в тех случаях, когда авария происходит на небольшой высоте и даже при взлете и посадке самолета, пиропатрон был заменен небольшой пороховой ракетой. Она уносит кресло от земли на высоту нескольких десятков метров, достаточную для раскрытия парашюта.

Самые новые кресла позволяют катапультироваться на сверхзвуковых скоростях полета. Встроенный в них компьютер, учитывая положение самолета, так управляет работой порохового двигателя, что можно спастись, даже если машина перевернута вверх колесами и находится на высоте всего 20 метров, а то и ниже.

Применяются на военных самолетах и отделяемые кабины, правда, пока еще опытные, экспериментальные. В гражданской же авиации конструкторы по-прежнему стараются сделать пассажирские самолеты как можно надежнее, как можно безопаснее. И это им пока удается.




Геннадий Черненко


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»