Март 2008 года
…
СЕРЕБРЯНЫЕ ТРУБЫ
Что отличало в прежние времена на Руси служивого человека, так это музыкальный слух: «зорю» играют или «поход», «тревогу» бьют или «сбор» — каждый сигнал — разная мелодия, и каждый солдат должен отличить один мотив от другого на слух. И это рядовые. А чины?! Почти каждый офицер в те времена музицировал, нередко играл на двух музыкальных инструментах, а то и на трех. Многие из офицерского звания прославились как выдающиеся и гениальные композиторы — Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Александр Львов, написавший множество русских романсов, Николай Римский-Корсаков…
И даже кавалерийские кони вышагивали в такт на парадах (правда, говорят, этому способствовало и особое устройство мостовых и площадей, выложенных брусчаткой), а то и, где нужно, эти кони без понуждения двигались церемониальным проходом… Сегодня мы многое забыли.
Музыка в Российском войске была в особом почете и имела свое, исключительное значение. Суворов в своей знаменитой книге «Наука побеждать» пишет, как надо вести бой: «При атаке начинает барабан. Бьет свои три колена, его сменяет музыка. Играет полный поход — паки (опять) барабан. И так сменяются между собою. Бить и играть скорее, и от того скорее шаг…».
«Музыка в бою, — продолжает Суворов, — нужна и полезна, надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой взял я Измаил».
Издревле музыка сопутствовала жизни русского войска. Помните, как сказано в «Слове о полку Игореве»: «А мои ведь куряне опытные витязи, под трубами повиты, под шлемами укачены, концом копья вскормлены». Фрески Новгородской Софии повествуют нам о музыкантах как об особого рода воинах. Кстати, в Новгороде, как свидетельствуют летописи 12 века, стража, охранявшая город, имела на вооружении алебарду и трубу.
Петр Первый, создавая регулярную русскую армию, особыми указами отмечал формирование военного оркестра, только тогда оркестр назывался «сыгрыши». Указы гласили, какому воинскому соединению сколько иметь музыкантов и каких и сколько инструментов. Петр Первый сам был отличным барабанщиком. Однажды во время своего заграничного визита к князю Фюрстенбергу, в веселую минуту, он взял барабан у одного из оркестрантов и барабанил так искусно, что своим мастерством превзошел настоящих профессионалов-барабанщиков.
С течением времени музыкальные инструменты становятся все разнообразнее. Сначала в сыгрышах участвовали только бубны, сурны, барабаны, флейты, трубы. Позднее в состав оркестров вошли валторны, тромбоны, корнет-а-пистоны, рожки.
Для военных оркестров писалась специальная музыка — галопы, рыси, марши по случаю особой победы или в честь выдающегося полководца, государя. Часто оркестры играли не только на поле брани, но и при Дворе, на публичных балах, маскарадах, в благотворительных концертах, на гуляньях в Павловске, в Царские дни. Исполняли военные оркестры и серьезную симфоническую музыку, отрывки из опер.
За доблесть в ратном труде, за героизм и подвиги воинам вручались ордена и медали. Военные оркестранты шли в бой наравне с другими воинами, становясь в строй на место убитых товарищей. И самой главной наградой героически отличившемуся полку были серебряные трубы. Обычай дарить войскам гвардии серебряные трубы установился в царствование Елизаветы. Трубы хранили в особом месте и в торжественных случаях передавали для игры в оркестр.
Защитникам Отечества нужна боевая песня, военная музыка: впереди сражение, как знать, что ждет воина? Вернется ли он домой? И надо выполнить свой долг. И музыка наполняла сердце уверенностью, душа прощалась с печалью и страхом, и солдат шел в бой.
Слава тебе, воин земли русской. Слава во все века!