Архив журнала для детей Костер

Март 2010 года

Журнал Костер. Март 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Прекрасные творцы прекрасного

В русском искусстве женщины-художники занимают свое, достойное место. Вглядимся в их вдохновенные и прекрасные лица.

Мария Башкирцева стала первым русским живописцем, чьи работы приобрел Лувр. Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. С юных лет ее отличало стремление к славе и успеху. Девочка была болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее лечиться в Ниццу. «Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно, — писала она в дневнике. — Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?..» Она выучила шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе, обладала превосходным голосом. В 1877 г. Башкирцева стала посещать Академию живописи Жюлиана в Париже, одну из немногих, принимавших женщин. Прожив всего 25 лет, она создала около 150 картин, многочисленные рисунки и акварели. Дневник, опубликованный спустя три года после ее кончины, перевели на все европейские языки. Марина Цветаева посвятила «блестящей памяти» художницы сборник стихов.

М. Башкирцева. «Автопортрет»

М. Башкирцева. «Автопортрет»

Наталья Гончарова связана с родом пушкинских Гончаровых. Она была членом художественного объединения «Бубновый валет» и одной из создательниц другого — «Ослиный хвост». Ей удалось органично соединить традиции икон и русского лубка с европейскими авангардными веяниями. Гончарова занималась театром и кино (участвовала в съемках первого русского футуристического фильма), оформляла постановку оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Париже. Работая в «Русских сезонах» Дягилева, Гончарова в 1919 г. покинула Москву, окончательно обосновавшись во Франции.

Н. Гончарова. «Автопортрет» 1907 г.

Н. Гончарова. «Автопортрет» 1907 г.

Зинаида Серебрякова — одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Родилась в прославленной семье Бенуа-Лансере. После Октябрьской революции ее жизнь резко переменилась. В 1919 г. умирает от тифа муж, и она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Осенью 1924 г. Серебрякова вынуждена уехать в Париж, собираясь вскоре вернуться в Россию. Однако вернуться ей так и не удалось. Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет.

З. Серебрякова. «Автопортрет», 1921 г.

З. Серебрякова. «Автопортрет», 1921 г.

Татьяна Алексеевна Маврина создала циклы зарисовок старинных русских городов, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям. Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей и оформление сказок А. С. Пушкина. В нарядной красочности ее работ можно увидеть отзвук народной расписной игрушки, изразцов, старинных костюмов. Татьяна Маврина — единственный русский живописец, удостоенный Золотой медали имени Андерсена.

Т. А. Маврина. «Автопортрет», 1937 г.

Т. А. Маврина. «Автопортрет», 1937 г.

Московский художник Татьяна Назаренко — одна из самых ярких представителей современного искусства России. Ее автопортрет — драматический образ художника, словно распятого в своем нелегком труде служения красоте.

Т. Назаренко. «Цветы. Автопортрет», 1979 г.

Т. Назаренко. «Цветы. Автопортрет», 1979 г.



Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»