Март 2010 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
Где следы потерявшего Имя?
Итак, снова возвращаемся к нашим… медведям. Вы знаете, что у истоков искусства тоже стоял, точнее, лежал медведь? А было это так.
В 1923 году французский спелеолог Норбер Кастере вместе со своим помощником Анри Годеном исследовал пещеру Монтеспан. Двигаться приходилось то ползком, то в потоке воды. Через полтора километра подземного пути была обнаружена самая древняя в мире скульптура. Кастере писал об этом событии так: «На пути к стене я спотыкаюсь о какой-то камень. Инстинктивно освещаю это препятствие. передо мной не камень, а ком глины очень странной формы. Пристально вглядевшись, я прихожу в полное изумление, так как узнаю силуэт какого-то животного, лежащего на животе с вытянутыми по земле передними лапами. Несколько минут я стою молча, застыв на месте, потом кричу: "Медведь!"»
Первое впечатление Кастере оказалось верным. Древнейшая в мире статуя изображала медведя. Глиняную фигуру когда-то венчала натуральная голова зверя. За много тысячелетий деревянный кол, соединявший ее со скульптурой, сгнил, и медвежий череп лежал между глиняными лапами. Эта статуя не предназначалась для любования. Двадцать тысяч лет назад рядом с глиняным медведем подростки сдавали «экзамен» на право называться взрослыми охотниками. На глиняном полу отпечатались десятки детских следов, а на статуе медведя — следы от ударов копий и дротиков. Так что изображение медведя является сегодня не только самой старой из известных скульптур, но и самым древним учебным пособием.
Получается, что «потеряв» свое изначальное имя, медведь многое приобрел. Его следы мы находим повсюду, где ступала нога древнего человека. Так, много тысячелетий назад, глядя на лохматых великанов, человеческие существа потихонечку превращались в людей.
(Начало см. в «Костре» № 1, 2010 г., продолжение - № 2, 2010 г)
Рената Либина |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |