Май-июнь 2015 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
В бельгийском городе Генте, в соборе святого Бавона, апрельским утром 1934 года пропала левая створка алтаря первой половины XIV века…
У полиции не было никакой зацепки для раскрытия преступления: ни свидетелей, ни отпечатков пальцев — ничего. Сообщение о краже разослали по миру. Продать бесценный шедевр и не быть уличенным в краже — невозможно. Значит, вор собирался потребовать большой выкуп.
Так и случилось: преступник написал епископу и предложил вернуть створку алтаря за миллион бельгийских франков. Ответ предлагалось дать в газете в разделе объявлений. Комиссар полиции посоветовал сделать вид, будто епископ принимает условия сделки.
Бедный алтарь! Злоключения с ним начались еще в XVIII веке. Отдельные картины были проданы, другие увезены Наполеоном, оккупировавшим Бельгию. Только после Первой мировой войны их вернули на родину. И снова напасть!
Чтобы ускорить дело и доказать, что створка действительно у него, похититель прислал квитанцию от камеры хранения на Брюссельском вокзале, где оставил половину украденной створки.
Полиция устроила засаду, рассчитывая, что преступник заявится на вокзал, но расчет не оправдался.
А в свертке из камеры хранения, завернутая в бумагу, лежала часть створки алтаря. Преступник распилил доску, и из одной двухсторонней картины получилось две односторонние. Возвращена была сторона с Иоанном Крестителем. Другая — с «Праведными судьями» — осталась у вора.
Он снова и снова требовал выкуп, а иначе грозил уничтожить картину. Епископ дал объявление в газете: «Согласны». И поступил так, как велел преступник.
Деньги следовало передать через священника одной из приходских церквей. Здесь полиция снова расставила сети, поджидая вора, и… упустила его. Деньги были получены, а похититель исчез. Полиция обещала: когда вор пустит деньги в обращение (номера купюр переписали), его поймают.
Но время шло, а купюры нигде не появлялись. Зато епископ получил письмо от преступника. Что же писал похититель шедевра? Об этом — в следующий раз.
На долю алтаря выпало немало злоключений. Во время Второй мировой войны нацисты увезли алтарь ван Эйков на трех грузовиках во Францию, в замок По, чтобы подарить его Гитлеру для его личной художественной коллекции. В 1942 году алтарь попал в Париж и был объединен с художественными ценностями, отобранными для музея фюрера в Линце и для частного собрания Геринга. Затем алтарь переправили в Баварию, в замок Нойшванштайн. В конце войны фашисты спрятали похищенные художественные ценности в соляной шахте. Когда стало ясно, что Германия потерпела поражение, шахту, где хранились произведения искусства, награбленные в Европе, решено было взорвать. К счастью, не успели. Знаменитый гентский алтарь 20 августа 1945 года вернулся домой.
Елена Матвеева |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |