Май-июнь 2015 года
…
И эхо таинства за шелестом кулис...
Вот в пьесе персонаж вбегает в комнату с криком: «У соседей дом горит!» А присутствующие в комнате начинают смеяться. Так бывает? Так не бывает, верно. Известие должно вызвать совсем другую реакцию. Но не все персонажи одинаково реагируют на тревожное сообщение. Кто-то в ужасе хватается за голову, кто-то падает в обморок, кто-то выбегает из комнаты, чтобы помочь соседям, а кто-то с невозмутимым видом продолжает пить чай. Все зависит от того, насколько отзывчивым сделал автор одного своего героя и насколько холодным — другого. Герой, отхлебывающий чай, откровенно демонстрирует полное безразличие к погоревшим соседям, которых, возможно, недолюбливал. Но кто-то пытается скрыть свои чувства и только делает вид, что сообщение его тронуло, а на самом деле тихо радуется.
Задача режиссера в том и состоит, чтобы объяснить актерам характер и поведение их героев, а главное — помочь актеру сделать так, чтобы зритель понял — один персонаж действительно искренен в своем безразличии, а другой, хотя ахает, охает и заламывает руки, на самом деле только притворяется. В театре это называется «выстроить отношения» между персонажами. Эти отношения бывают очень сложными. А в пьесах бывает очень много персонажей, и для каждого режиссер должен определить его характер и мотивы его поведения. Для этого режиссер дома много раз внимательно читает пьесу, пытаясь разобраться во всех ее коллизиях (то есть ситуациях), пытаясь понять действия и характеры персонажей.
Режиссер кричит из зала, обращаясь к актерам: «Давайте еще раз!» И актерам приходится повторять реплики или целые сцены раз по двадцать, тридцать, а то и больше. В основе всякой театральной репетиции лежит многократное повторение одного и того же. Зачем это нужно? Чтобы актеры правильно поняли взаимоотношения персонажей.
Репетиции начинаются с того, что актеры читают за столом пьесу по ролям, а режиссер объясняет поведение каждого персонажа. Потом и артисты рассказывают, что они думают о пьесе и о своем персонаже. И вот приступают собственно к репетициям, но не на сцене, а пока в репетиционном классе — он есть в каждом театре. Вместо декораций, которые еще делают в театральных мастерских, в классе ставят «выгородку». Так называют декорации условные: вместо стены или двери — щит с натянутым холстом; вместо трона — табурет; вместо бокалов, подсвечников, часов, шалей и прочего — условный «реквизит»: пластмассовые стаканы, деревянные бруски; вместо короны «король» повязывает себе на голову платок, а королева вместо шкатулки с драгоценностями получает от реквизиторов коробку из-под конфет…
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |