Май-июнь 2015 года
…
Когда паровая машина стала теснить парус, тогда же началось соревнование между корабельной артиллерией и способами защиты от нее. Пушки становились все более мощными. Деревянные корпуса парусно-паровых кораблей не могли устоять под снарядами новых орудий. На бортах боевых кораблей появилась броня. Сначала тонкая, потом все более мощная. Она набиралась из толстых металлических плит, которые плотно подгонялись друг к другу и образовывали броневые пояса, тянувшиеся по всей длине корабля. Особенно толстой броня была в средней части корпуса, где располагались машины.
Надо было защищать и сами орудия, и артиллерийские погреба, в которых хранились снаряды. Первоначально орудия броненосных кораблей располагались в особых батарейных палубах. Но судостроители очень быстро поняли, что гораздо удобнее разместить тяжелую пушку по центру корабля в бронированной башне — так, чтобы ее можно было бы вращать в любую сторону. Так в 1860-х годах появились башенные броненосцы.
Новые корабли резко отличались от парусников — борта из-за тяжелой брони стали низкими, паруса исчезли. Мачты у броненосцев сохранились, но теперь они использовались больше для несения сигнальных флагов, а позднее — радиоантенн.
К концу XIX века броненосцы в нашем флоте стали делить на две группы — эскадренные (они заняли место старых линейных кораблей и имели те же задачи — бой с противником в открытом море в составе эскадры) и броненосцы береговой обороны, предназначенные для охраны берегов. Кстати, больших сражений броненосных эскадр долгое время не было — до русско-японской войны 1904-1905 годов. Именно она показала возможности и недостатки этого класса кораблей, и вызвала к жизни появление новой главной силы флота. Но это уже другая история.