Июль 2010 года
…
Одна великолепная цитата
Прозрачное сияние белых ночей Петербурга, прекрасная музыка, волшебным облаком застывшая над Невой, и танец — стремительный, нервный, пульсирующий, как само биение жизни. Забыть такое невозможно. Морис Бежар… Имя этого выдающегося французского хореографа-новатара стало символом современного танца. Он создал и поставил более ста балетов, написал пять книг и навсегда остался в истории мировой культуры непревзойденным мэтром нового балета. Он мечтал о балете с самого раннего детства, брал уроки у знаменитых преподавателей, среди которых были русские мастера танца Любовь Егорова и госпожа Волкова. Его хореографическим дебютом стала постановка для кинофильма фрагментов балета И. Стравинского «Жар-птица». Так или иначе, но с ним всегда была Россия. На сцене брюссельского театра Монер Бежар поставил балет «Весна священная» на музыку Стравинского для Королевского балета Бельгии, и эта постановка потрясла весь мир. В числе наиболее известных его работ есть и балет «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и П. И. Чайковского, балет «Айседора» для великой Майи Плисецкой, балет «Петрушка» с прославленным Владимиром Васильевым, «Ромео и Джульетта» с незабываемой Екатериной Максимовой. Бежар часто бывал в России, ставил спектакли на русской сцене, работал с нашими мастерами. И вот — новая весна в Петербурге, нежный серебристый сумрак белых ночей.
И вновь — имя Мориса Бежара. На площади Искусств, в залах Михайловского театра, состоялась выставка петербургского художника Ольги Граблевской, посвященная таланту выдающегося французского мастера и магии его труппы. Ольгу Граблевскую всегда привлекала эта тема — музыка, в наиболее ярких и динамичных ее проявлениях, творчество рок— и джаз-музыкантов, латиноамериканский танец и фламенко, классический и современный балет. Но самое сильное и серьезное из последних увлечений художника — балет Мориса Бежара. На выставке была представлена небольшая подборка графических листов по мотивам творчества великого мастера. Оживший танец, застывшая музыка, утонченная красота. Вечное мгновение. Краткое, как стремительный росчерк бессмертия, и бесконечно звенящее высокой нотой непостижимо прекрасного в прозрачном сиянии неповторимых белых ночей.