ПОБЕДИТЕЛЯ НЕ СУДЯТ
— Уpa! Победа! — с таким воплем внук академика Сережа Пятитомов вбежал на террасу дачи, где баловались чайком дедушка и его гость, профессор Синицын.
— Поздравляю, — сказал гость, — но не уточнишь ли, в чем суть твоей победы?
— Я переплыл Голубое озеро! — доложил Сережа. — Туда и обратно!
— Что ж, — включился в разговор академик, — и я поздравляю. С неизбежным строгим наказанием. Сколько раз было говорено, что заплывать далеко нельзя? Сколько раз ты утвердительно кивал: мол, понятно? И вот теперь нарушил договоренность.
— Пока ты придумываешь достойную кару, — перевел разговор на другое профессор, — углубимся чуть-чуть в историю. Летом 1773 года, во время первой русско-турецкой войны, главнокомандующий Петр Александрович Румянцев послал генерал-майора Александра Васильевича Суворова со сравнительно небольшим отрядом на разведку в район крепости Туртукай. Вскоре пришло письменное донесение в стихах: «Слава Богу, слава Вам; Туртукай взят, и я там». Но ведь приказа брать крепость не было! Разгневанный нарушением субординации, отличавшийся суровым нравом Румянцев вознамерился предать Суворова военному суду. Получив соответствующие реляции, императрица Екатерина Вторая произнесла некое историческое изречение и тем самым освободила генерал-майора от судебной ответственности…
— Знаю, знаю! — затараторил Сережа, но дедушка перебил его.
— Многие исследователи считают, — сказал академик, — что вся эта история (помимо того, что Туртукай действительно был взят Суворовым) — позднейшая выдумка. Но так уж и быть, будь по-вашему. Победителя не судят! |