Июль 2010 года
…
КАРАВЕЛЛЫ — СУДА ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ
Небольшие суда средневековой Европы подходили только для плавания вблизи берегов между торговыми городами. Долгое время после окончания «эпохи викингов» европейцы не совершали дальних морских экспедиций за пределы своих стран. В начале XV столетия первыми среди жителей Западной Европы в такие походы отправились португальцы. Португальские корабли устремились на юг — в неведомые воды вдоль побережья Западной Африки. Португальские мореплаватели мечтали найти морской путь в Индию, чтобы иметь возможность без посредников добывать пряности, ценившиеся в Европе дороже золота.
В своих походах португальские мореплаватели использовали новые для той эпохи суда — каравеллы. Это были трехмачтовые корабли с треугольными «латинскими» парусами на длинных наклонных реях. Таким парусом было значительно проще управлять, чем прямыми четырехугольными парусами. Кроме того, косой парус давал судну возможность ходить под острыми углами к встречному ветру («круто к ветру», как говорят моряки). Даже при неблагоприятных ветрах такое судно продолжало двигаться вперед. Известны и каравеллы с прямыми парусами, которые могли располагаться на мачте в два яруса — один над другим. Правда, при всех своих хороших качествах — скорости и маневренности, эти суда были склонны к опрокидыванию на большой волне.
Каравелла одной из первых среди судов Европы была вооружена пушками.
В 1487-89 гг. португальский мореход Бартоломеу Диаш обогнул южную оконечность Африканского континента. Правда, достичь Индии ему тогда не удалось, это сделает экспедиция Васко де Гамы в самом конце столетия. А в 1492 г. на поиски Индии отправилась на трех каравеллах (они назывались «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья») испанская экспедиция Христофора Колумба. Эпоха Великих географических открытий началась. В начале следующего столетия именно на каравеллах было совершено первое в истории Земли кругосветное плавание Магеллана.
Каравеллы известны нам в основном по рисункам современников. Воссоздать их внешний облик удается лишь приблизительно. Поэтому построенные в наши дни копии «Санта Марии» Колумба сильно отличаются одна от другой.
НАША РЕГАТА
Очередной вопрос «Нашей регаты» как раз и связан с плаванием Колумба.
Мореплаватель, стремившийся в Индию, открыл, как известно, совсем иную часть света. Как образовалось ее современное название?
«НАША РЕГАТА». Ответ на задание из «Костра» № 5-6, 2010 г.
Герой — командир подводной лодки «С-13» Александр Иванович Маринеско. В Данцигской бухте им был потоплен фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф»— гордость вражеского флота, «морской рай». В результате атаки подводной лодки Маринеско фашистский флот потерял весь резерв офицеров и унтер-офицеров подводного флота, несколько тысяч нацистской верхушки северо-восточных районов Германии и самый лучший свой корабль. Почти пять часов уходила наша «С-13» от фашистских эсминцев и охотников. Свыше 240 глубинных бомб взорвалось рядом с ней. И только высокое мастерство командира и экипажа позволило лодке выйти из этого неравного поединка целой и невредимой.
Михаил Савинов |
Художник Наталия Якубовская | Страничка автора | Страничка художника |