Архив журнала для детей Костер

Июль 2010 года

Журнал Костер. Июль 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

КАК СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ (ПО МНЕНИЮ ОБЕЗЬЯНЫ)?

(Окончание. Начало см. в «Костре» № 4-6)
Обезьянки

Почему же не все ученые соглашались называть речь обезьян языком? «Это не язык, а дрессировка, — возражали они. — Когда человеческие дети учатся языку, родители не дают им шоколадку всякий раз, как они скажут новое слово». Обезьяны опровергли этот довод. Особенно постарался малыш Кензи.

Его маму Матату обучали общаться при помощи компьютера. На клавишах были рисунки, означавшие слова. Но учиться Матата не хотела. А рядом вертелся ее сын. Его считали еще маленьким, и языком с ним пока не занимались. И вот однажды, когда Матата не могла ответить на вопрос, Кензи подлетел к клавиатуре и ответил за нее. Ответил правильно, сначала один раз, потом еще и еще. Он отвечал на вопросы «между делом», кувыркаясь и поглощая компот. Но, как выяснилось, он освоил все, что не далось его маме. И кормить его шоколадками за освоение новых слов не приходилось.

Выучивая человеческую речь, «говорящие» обезьяны все больше и больше становились похожи на людей. Помните гориллу Коко, обладавшую отнюдь не звериным чувством юмора? Когда зоопарк Сан-Франциско, откуда Коко была взята детенышем для обучения языку, захотел вернуть ее обратно, ее воспитательница Фрэнсис Паттерсон отказалась это сделать. Она заявила, что за годы освоения языка Коко стала личностью, и личные права гориллы куда важнее, чем право собственности зоопарка.

А вот еще показательный случай, который говорит сам за себя. Но для начала давайте вспомним шимпанзе Уошо и ее загадки. Удалось ли вам «расшифровать» слова, придуманные обезьяной? Напомним их: «вода-птица», «конфета-пить» и «открыть-еда-питье». Ответы на эти загадки очевидны: «вода-птица» — это лебедь на пруду, «конфета-пить» — арбуз, а замысловатое «открыть-еда-питье» — это попросту холодильник. Но перейдем к показательному случаю...

Обезьянам для игры давали картинки. Однажды Уошо получила целую пачку фотографий людей и зверей. Она стала сортировать картинки, раскладывая их в две стопки. В одну Уошо помещала фото людей, а в другую — зверей.

Портреты обезьян, в том числе своего отца, она отправила к зебрам и лошадям. Свой собственный портрет Уошо положила в стопку к людям. Ученые решили ее поправить, и переложили портрет Уошо в «звериную стопку». Уошо вернула его назад к людям. «Я — ГОВОРЮ!» — привела она обескураживающий аргумент. Ученые не нашлись, чем возразить толковой обезьяне.

Вот так обезьяна Уошо подтвердила мысль древних мудрецов: человек — это тот, кто говорит. Но ее пример кое-что добавил к старой идее: человеком можно не только быть, но и стать.




Рената Либина
Художник Татьяна Капустина
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»