Август 2013 года
…
«ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»
Итак, пароходы вышли в море. Но была в морском деле одна область, в которой пар очень долго не мог потеснить паруса. Этой областью оказались грузовые перевозки.
На дальних океанских линиях парусник был удобнее парохода. Да, он зависит от ветра, но не расходует уголь, а значит, ему не нужно часто заходить в порты. Котлы и машины не занимают лишнего места на борту парусного судна — это место можно загрузить товарами. Что же касается скорости, то в это время судостроители довели конструкцию парусников до совершенства — при хорошем ветре и в руках умелого капитана они легко обгоняли любой пароход.
Вершиной парусного судостроения стали английские чайные клипера, совершавшие рейсы между английскими и китайскими портами. Об этих кораблях у нас обязательно будет отдельный рассказ. А сегодня поговорим о последних гигантах парусного грузового флота — немецких «винджаммерах» — «выжимателях ветра» (от англ. wind — «ветер» и jam — «сжимать»).
Германия позже других европейских стран вышла на просторы океанов. Зато у нее была мощная, бурно растущая промышленность, позволявшая быстро строить могучие корабли. В начале ХХ в. на океанские трассы один за другим выходили большие германские парусники — четырехмачтовые «Памир», «Пекин», «Магдалена Виннен», «Падуя», и самые большие корабли, с пятью мачтами — «Потоси» и «Пруссия».
Эти стальные гиганты работали на линиях Европа—Чили и Европа—Австралия. Они возили самые разные грузы, некоторые из винджаммеров ставили на переходах рекорды скорости.
Два четырехмачтовых «выжимателя ветра» — барки «Падуя» и «Коммодор Ионсен» (бывшая «Магдалена Виннен») после Великой Отечественной войны попали в советский флот. Они были переданы нашей стране в счет репараций (репарация — полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной, выплачиваемое государству-победителю побежденной стороной) с побежденной гитлеровской Германии. Суда получили новые имена в честь русских мореплавателей — «Крузенштерн» и «Седов».
Оба парусника и в наши дни в строю — на них проходят практику курсанты морских училищ. Они ходят в кругосветные походы, участвуют и побеждают в международных гонках парусных судов. На снимках — «Седов» и «Крузенштерн» у причалов Петербурга.