Август 2015 года
…
Театр на Литейном
У нас в гостях лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», лауреат Всероссийских и Международных фестивалей режиссер театра Сергей МОРОЗОВ. В 1999 году Сергей Анатольевич окончил мастерскую народного артиста России Семена Спивака в Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства. С 2000 года работает в театрах России, в разные годы руководил театрами Костромы, Новгорода, Ульяновска. Сейчас спектакли, поставленные Сергеем МОРОЗОВЫМ, с успехом идут в Санкт-Петербургском Государственном Молодежном театре на Фонтанке. 10 июня 2015 года Сергей Анатольевич МОРОЗОВ назначен главным режиссером Санкт-Петербургского Театра "На Литейном".
Сергей Анатольевич, когда Вы поняли, что Ваше призвание — театр?
— Я родился в театральной семье и видел много спектаклей. Конечно, главным импульсом стало творчество моего отца, театрального режиссера. На его спектаклях для меня и возникло ощущение критерия театра как искусства, которое волнует до глубины души, помогает человеку по-новому взглянуть на мир. К тому же театр часто несет в себе элемент праздника, красивого зрелища. Наверное, это сочетание внешней яркости и глубокого внутреннего содержания, которое вряд ли можно найти в другой профессии. Уже позже я понял, что театр может и должен быть разным, порой жестким, отчаянным, но всегда устремленным к сердцу, душе и уму зрителя. Это разнообразие не напугало, а еще более утвердило меня в правильности выбора профессии.
— А какие книги Вы любили в детстве?
— Я счастливый человек, мое детство было лишено интернета и гаджетов. Я мог уделять больше времени чтению, но и тогда его не хватало, потому что хотелось читать больше и больше. Единственное, что могло оторвать от этого занятия, — воплощение сюжета только что прочитанной книги (например, «Трех мушкетеров») в играх с друзьями во дворе. Сколько стран и эпох мне удалось посетить, перелистывая страницы! Помнится, много часов было проведено с фонариком под одеялом в компании «Графа Монте-Кристо», «Всадника без головы», хоббитов и, как ни странно, «Поднятой целины». На каждом этапе возникало произведение, которое становилось любимым и значимым. Я очень страдаю от того, что нынешний плотный график не позволяет уделять много времени чтению.
— Можно ли сказать, что режиссер «читает» драматурга, а зритель — «читает» режиссера?
— Театральный спектакль — это результат совместного творчества драматурга (писателя), постановочной группы, актеров — и зрителей. Только лишь через душу зрителя, его взгляд, отношение, реакцию рождается спектакль. Конечно, приятно, когда зал откликается на те смыслы, которые ты закладывал. Но в том и уникальность живого процесса, что каждый зритель имеет право на свое собственное отношение, и в нем он прав. Что касается взаимоотношений режиссера и драматургического материала, то каждый раз «роман с текстом» складывается по-разному. Работая с произведением большого писателя, испытываешь азарт, интригующее удовольствие, открывая с каждой репетицией бесконечную анфиладу смыслов и возможностей их воплощения. Иногда приходится придумывать собственный сценический текст, восполняя пробелы содержания первоисточника. В любом случае, всегда изначально ищешь нити, связывающие автора и твое сегодняшнее ощущение времени.
— А как Вы выбираете литературный материал для своих постановок?
— Главный критерий: чтобы материал тебя волновал. Не отпускал, жаждал выхода в диалог с актером, а затем со зрителем. Даже когда изначально материал не вызывает такого эмоционального отклика, перед началом репетиций необходимо влюбить себя в пьесу, найти общие болевые точки. Часто в выборе основываюсь на личном «портфеле», иногда на рекомендациях обратить внимание на ту или иную пьесу от коллег. А иногда помогает случай. Так было с книгой Эрика-Эмманюэля Шмитта «Одетта Тульмонд», которая переросла в спектакль «Четыре танго о любви». Она случайно попала мне в руки и настойчиво «просила», «требовала» своего сценического воплощения.
— Почему на Ваш спектакль «Время для посещений», поставленный по пьесе австрийского писателя Феликса Миттерера в переводе Татьяны Федяевой, зритель приходит по многу раз?
— Этот спектакль продолжает главную тенденцию репертуара Молодежного театра и позиции его художественного руководителя Семена Спивака — разговор о вечных темах. Но Миттерер исследует экстремальные, пиковые случаи таких взаимоотношений. Главная мысль спектакля: нужно успеть сказать «Люблю!», «Спасибо!», «Ты для меня всё!». Родителям, супругу, ребенку. Ритм нашей жизни заставляет нас откладывать эти простые слова на потом. А потом может быть поздно. И эта ситуация горечи от суеты, которая отрывает нас от самого дорогого, что у нас есть — наших близких, — находит отклик в душе каждого зрителя.
— Что более необходимо для гармонии — точный расчет или вдохновение?
— Нельзя их противопоставлять. В контексте театра особенно. Театр — это не только и не столько вдохновенный процесс самореализации. Это большой, кропотливый труд, тяжелая работа по вытаскиванию своей души на суд зрителя. И в этом процессе есть свои законы и правила. Необходимо их знать и выполнять. Хотя бы для того, чтобы на основе «ремесленных» умений смочь взойти к легкости вдохновения. Предпочитаю браться за работу честно, настраиваться на тяжелый труд. Помнить, что каждый спектакль — это ступень к чему-то еще. Что цель — совершенствоваться, а не создавать гениальные вещи, потому что последнее — не что иное, как простая жажда признания. Наверное, это хорошая мотивация сама по себе, но чтобы аплодисменты становились смыслом творческой жизни — не хочется.
— В чем Вам видится задача театра?
— Для меня принципиален тот метр, который отделяет сцену от зрительного зала. Сцена немного выше. Значит, и мысли, и эмоции не могут быть равны повседневности. По выражению актера и режиссера Андрея Попова: «Театр нужен для того, чтобы помогать людям жить». Мне близко это понимание миссии театра.
— Какое напутствие Вы могли бы дать юному поколению, которое только начинает постигать жизнь, вступать в нее?
— Так хочется, чтобы юные души как можно дольше оставались слышащими свой искренний, чистый и честный внутренний голос. Чтобы можно было радоваться жизни, и при этом открыто смотреть в глаза окружающим. Может, совершать ошибки, раскаиваться, но всегда знать и верить, что каждый из нас уникален, что мы появились на свет, чтобы создать то, что только нам подвластно. Что сегодняшний день уже никогда не повторится. И верить в свою счастливую звезду!