Август 2015 года
…
И эхо таинства за шелестом кулис...
Когда идет спектакль, зрителю не приходит в голову мысленно делить его на части. А вот артисты репетируют пьесу по частям, отдельно каждую «сцену» — драматурги обычно делят свои пьесы на «сцены».
«Сцена» — это законченный кусочек пьесы до появления нового персонажа. Появился новый персонаж — началась новая «сцена». В сцене может участвовать два персонажа, три, пять, десять. Когда на сцене много персонажей, это — «массовка». Монолог — когда говорит один персонаж. Несколько сцен подряд соединяются в акты. Сегодняшний спектакль состоит из одного-двух-трех актов, не больше. А вот, например, в XVII веке актов должно было быть непременно пять, таковы были театральные каноны классицизма. А после спектакля еще давался балетный дивертисмент, так что зрители высиживали в театре порой по пять-шесть часов. И странное дело — не уставали. На репетиции актеры усваивают концепцию режиссера. Каждый спектакль должен иметь концепцию, то есть зритель должен понять, для чего поставлен спектакль, что режиссер и актеры хотят им сказать.
На репетициях выверяется еще очень много технических деталей. Актер должен знать, на какой стул ему сесть, куда встать, куда пойти и с каким героем. Это называется — уточнить мизансцену (в переводе с французского «мизансцена» — положение на сцене). Мизансцены очень важны. Когда актер плохо их знает, он может, скажем, с важным видом уйти в камин вместо двери.
Очень важна в спектакле роль музыки. Как правило, она «комментирует» то, что происходит на сцене — если музыка звучит тревожно, она отражает тревожное состояние героев. Лиричная музыка отражает чувства светлые, добрые. По ходу спектакля могут звучать марши, исполняться танцы, песни. Раньше в театрах содержали свой сценический оркестр. Но когда появилась звукозапись, музыку стали давать с компьютера на динамики. На компьютер можно записать не только музыку, но и театральные шумы — цокот копыт, звон бубенчиков, храп лошадей. Конечно, если нужно изобразить одинокий звук горниста, или если на сцене скрипач играет в ресторане, то приглашают трубача или скрипача, и они играют прямо на сцене, как говорят артисты — «живьем».
Что касается театральных шумов, то они раньше исполнялись специальными работниками, «шумовиками», на специально изготовленных приборах. Бывали шумовые приборы очень сложные. Как, например, изобразить грозу или вой ураганного ветра, да так, чтобы у зрителей дух захватывало? Были в свое время знаменитые изобретатели таких приборов. В Московском художественном театре, например, в 1950-е годы один шумовик-изобретатель даже написал о театральных шумах целую книгу, а за свою деятельность на этом поприще получил Государственную премию!
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |