Костер
Rambler's Top100
Февраль 2007

Содержание

Картинки с выставки

Аптека для души

Рассказ

История исторических изречений

Морская газета

Викторина

В гостях у дедушки Мокея

Зеленые страницы

Твой верный друг

Наши друзья

Пресс-клуб

Творчество твоих ровесников

Копилка заблуждений

Кто вперед?

Академия художеств журнала Костер

Школа мужества

Герои неземных стихий

История вещей

Переводим классику

Конкурс юных детективов

Мастерская Эдисонов

Уголок веселого архивариуса

Великие дети





Муза на полях войны

Батальный жанр изобразительного искусства назван так от французского слова «bataille» — битва и посвящен военной теме, сценам сухопутных и морских сражений, военным походам и солдатскому быту.

Изображения битв известны с древнейших времен. Еще в искусстве Древнего Востока и в античном искусстве воспеваются подвиги богов и мифических героев, царей и полководцев, побеждающих врагов и возвращающихся с трофеями. В русском искусстве также создано немало замечательных произведений, прославляющих воинскую доблесть.

Чудо от иконы Знамение. Битва новгородцев и Суздальцев

Икона «Чудо от иконы Знамение. Битва Новгородцев и Суздальцев» — одна из лучших в древнерусской живописи. В ней подробный рассказ о том, как во времена княжеских междоусобиц в 1170 году святая икона спасла Великий Новгород от войска суздальского князя Андрея Боголюбского, осадившего город. В верхнем поясе иконы изображено перенесение этой особо почитаемой в Новгороде иконы через реку Волхов в Софийский собор. Справа духовенство поклоняется вынесенной из церкви иконе, слева процессия приближается к воротам Кремля, встречаемая толпой народа. В среднем поясе иконописец изобразил укрывшихся за крепостными стенами новгородцев с иконой, поднятой наподобие военной хоругви, новгородских и суздальских послов, съехавшихся перед битвой, и суздальское войско, которое «пустиша стрелы яко дождь много». В нижней части из крепостных ворот выезжает новгородская рать, возглавляемая Борисом, Глебом и Георгием, согласно преданию, посланных Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородским воинам. Ряды всадников, объединенные в плотные группы, создают впечатление несметных полчищ, сошедшихся в смертной схватке. Над битвой летящий ангел мечом разит неприятеля. Суздальцы дрогнули, и некоторые уже обращаются вспять. Икона, проникнутая гордостью за Новгород и новгородцев, была написана в период противостояния его с Москвой, когда почти побежденный в неравной борьбе Новгород обращался к воспоминаниям о былой славе и могуществе.

В. Суриков. Переход Суворова через Альпы

По альпийским кручам, узким обледенелым гранитным скалам перевала Сен-Готард скользят русские солдаты. Это известная картина В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». В 1799 году Россия вела войну с Францией, и армия Суворова двигалась в Швейцарию, где находились союзные австрийские войска. Путь ей преградили неприступные горы. Мы видим кульминацию событий — преодоление грозной стихии. Контраст темных, мрачных, нависающих гор и серебристого снега, на котором отчетливо выделяются фигуры спускающихся солдат, подчеркивает драматизм происходящего. Профессиональные военные критиковали Сурикова за то, что нарисованные таким образом штыки при спуске могут поранить самих солдат. Но в картине весело поблескивающие штыки становятся выразительным символом отваги суворовских «чудо-богатырей».

А. Дейнека. Оборона Севастополя

Во время войны нашей страны с фашистской Германией Севастополь был окружен неприятелем с суши и блокирован с моря. Героическая оборона черноморского города, длящаяся 8 месяцев, стала одной из ярких страниц Великой Отечественной войны.

Художник А. А. Дейнека в 1942 году, в самый разгар военных действий, создал картину «Оборона Севастополя» — скорбную и величественную эпопею о подвиге защитников города. Зрители как будто ощущают себя непосредственными свидетелями и участниками яростной рукопашной схватки. На городской набережной моряки преграждают путь врагу, и бой достиг своей кульминационной точки. На первом плане картины — крупная фигура матроса, бросающего связку гранат. В его решительном лице, в сильном развороте плеч, в руках, крепко держащих гранаты, чувствуется наивысшее напряжение сил и готовность остановить врага даже ценой собственной жизни. Пикирующий сверху немецкий самолет, стреляющие из орудий корабли, прокопченные руины домов и плиты развороченной набережной, сумрачная синева моря и огненное зарево перечерченного клубами гари неба — это художественные образы, выразившие боль и любовь, ненависть и восхищение художника.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора





© 2001 - 2016