Архив журнала для детей Костер

Январь 2009 года

Журнал Костер. Январь 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий Воздушные корабли графа Цеппелина

Дирижабли — родные братья воздушных шаров. Отличаются же они тем, что имеют продолговатый корпус, а главное, — моторы и воздушные винты. Это позволяет дирижаблям лететь наперекор ветру, в любом направлении. Полетом их можно управлять. Недаром и название у них такое — дирижабли. В переводе с французского это означает «управляемые».

Дирижабль

РОЖДЕНИЕ ЦЕППЕЛИНОВ

Первые дирижабли имели корпус, изготовленный из плотной ткани. Они были небольшими по размерам. Такие дирижабли получили название мягких.

Размышляя над тем, каким должен быть хороший, настоящий дирижабль, немецкий генерал, граф Фердинанд Цеппелин пришел к выводу, что воздушный корабль нужно делать жестким, в виде огромной сигары с ажурным металлическим каркасом внутри.

Дирижабль LZ-3 выводят из плавучего эллинга

Цеппелин всегда отличался решительностью и сильной волей. Не сразу и не легко, но свой план ему удалось осуществить. Уже первый его дирижабль LZ-1 был самым крупным из всех до того созданных — длиной почти сто тридцать метров и диаметром около двенадцати. Корабль вмещал более десяти тысяч кубических метров водорода и мог поднять груз весом до трех тонн. Подобные воздушные корабли потом стали называть цеппелинами.

2 июля 1900 года тысячная толпа, собравшаяся на берегу Боденского озера, с волнением наблюдала, как маленький пароходик выводил из плавучего эллинга дирижабль-гигант. На середине озера экипаж из четырех человек, включая графа Цеппелина, занял свои места в гондолах дирижабля. Под восторженные крики зрителей корабль оторвался от воды и поднялся в воздух.

Экипаж в гондоле циппелина

КОРАБЛЬ ЗА КОРАБЛЕМ

Первый полет продолжался минут двадцать. При посадке дирижабль получил небольшие повреждения. Позже он совершил еще пару полетов. И опять при посадке произошла авария. Поврежденный дирижабль сочли целесообразным разобрать.

Второй дирижабль, LZ-2, хоть и был улучшенной конструкции, но тоже оказался несчастливым. Ночью налетевший ураган обрушился на него и полностью уничтожил. Две неудачи подряд были для Цеппелина тяжелым ударом, но они не сломили волю упрямого графа.

Третий по счету дирижабль был готов к осени 1906 года и вскоре отправился в полет. Наконец-то пришла удача, о которой так мечтал Цеппелин. LZ-3 смог лететь без посадки в течение восьми часов со скоростью более пятидесяти километров в час.

Ободренный успехом, граф строит четвертый цеппелин. Он был заметно больше предыдущих, объемом пятнадцать тысяч кубических метров, имел удобные пассажирские каюты. Первые же полеты LZ-4 летом 1908 года оказались удачными, и ничто не предвещало ужасной катастрофы.

В тот день, 4 августа 1908 года, дирижабль вылетел из Фридрихсгафена в город Майнц. Корабль успешно достиг конечного пункта. Однако на обратном пути вышел из строя один из двигателей. Пришлось совершить вынужденную посадку.

Вокруг земли

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

Погода ухудшалась. Внезапно налетевший шквал вырвал из земли швартовые якоря. Освободившийся дирижабль сделал огромный скачок. Привязные канаты запутались в деревьях. Над дирижаблем показался огонь. Пожар быстро охватил весь корпус корабля. Раздался взрыв. Спасти дирижабль уже не было никакой возможности.

Катастрофа дирижабля LZ-4 вызвала в Германии небывалый подъем народных чувств. В короткий срок по всей империи было собрано свыше шести миллионов марок. Фердинанд Цеппелин становится одним из самых известных людей, настоящим национальным героем.

Начиная работу над своими дирижаблями, граф видел в них прежде всего страшное оружие. Действительно, больше всего, около ста, было построено именно военных цеппелинов. В Первую мировую войну они применялись для разведки и бомбардировки. В ночь с 19 на 20 января 1915 года был совершен первый воздушный налет цеппелинов-бомбардировщиков на Англию. Устройство цеппелинов со временем становилось все лучше.

Размеры их росли. Они могли подниматься на высоту до семи тысяч метров и лететь со скоростью более ста километров в час.

Дирижабль «Гинденбург» отправляется в свой последний полет

ВОКРУГ ЗЕМЛИ

Это радовало старого графа. Но коварная болезнь уже подтачивала его некогда могучий организм. Здоровье Цеппелина ухудшалось, и 8 марта 1917 года он скончался в одном из берлинских госпиталей. В последний путь создателя воздушных кораблей провожали более 20 тысяч человек!

Когда окончилась Первая мировая война, побежденной Германии было запрещено строить огромные дирижабли. Только в 1926 году этот запрет был отменен. И почти сразу же началась постройка цеппелина LZ-127 объемом более ста тысяч кубических метров. В память о летающем графе его назвали «Граф Цеппелин».

В 1929 году этот дирижабль с тремя промежуточными посадками совершил кругосветное путешествие, а в 1931 отправился в арктическую экспедицию. Своими цеппелинами обзавелись США и Англия.

Успехи были замечательными, но и ужасные катастрофы по-прежнему происходили. Из всех построенных цеппелинов более половины сгорели, взорвались, были разрушены ураганами. При этом погибло около 500 человек. Техника того времени еще не позволяла сделать цеппелины достаточно надежными.

Катастрофа дирижабля «Гинденбург»

Самой известной и страшной стала катастрофа цеппелина «Гинденбург». Размеры этого дирижабля поражали. Его корпус имел длину в четверть километра, диаметр более сорока метров, объем двести тысяч кубометров. «Гинденбург» был гордостью нацистской Германии.

ГИБЕЛЬ «ГИНДЕНБУРГА»

В мае 1937 года, перелетев Атлантический океан и уже приближаясь к причальной мачте в аэропорту Лейкхерст близ Нью-Йорка, «Гинденбург» вдруг вспыхнул и сгорел за считанные минуты. В результате катастрофы погибло тридцать шесть человек. Многие получили ожоги и ранения.

Гибель «Гинденбурга» сыграла роковую роль. Вера в гигантские воздушные корабли оказалась серьезно подорванной. Появились сомнения: а стоит ли строить эти гиганты? Тем более что уже появились очень крупные самолеты. Последним стал «Граф Цеппелин-2» — столь же огромный, как и сгоревший «Гинденбург». Но и его судьба оказалась печальной. После трех десятков испытательных полетов он в 1940 году был разобран по приказу министра фашистской авиации Германа Геринга, питавшего неприязнь к дирижаблям.

Однако жесткие дирижабли до сих пор не забыты. Инженеры разных стран разрабатывают проекты воздушных кораблей, в том числе с атомными двигателями. Это будут совершенно новые дирижабли — намного быстроходнее, грузоподъемнее, а главное — надежнее и безопаснее, чем цеппелины прошлого.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»