Архив журнала для детей Костер

Август 2009 года

Журнал Костер. Август 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

Много лет назад, в далеком 1916 году, в России был построен самый крупный тогда самолет. Не случайно его назвали «Святогором» — именем былинного богатыря. Конструктором самолета-гиганта был инженер Василий Адрианович Слесарев.

КАРУСЕЛЬ ДЛЯ НАСЕКОМЫХ

Инженер Василий Слесарев

Давно уже нет в селе Следнево Смоленской губернии большого купеческого дома, стоявшего на высоком холме. А вместе с домом исчез и мезонин, в котором когда-то юный Вася Слесарев устроил мастерскую-лабораторию. «Что бы он ни делал, — вспоминала его сестра, — он весь отдавался творчеству, ничего вокруг не видя, не замечая. Его работоспособность была поразительна».

Он мечтал стать инженером. Так случилось, что учиться ему довелось в Германии, в Высшем техническом училище города Дармштадта. Авиация Василий еще только зарождалась, и будущий инженер Слесарев внимательно следит за ее развитием.

По какому пути оно пойдет? Слесареву казалось, что ответ на этот вопрос можно найти, исследуя полет природных летунов, особенно насекомых. Он строит из соломинок легкую коловратную машинку, своеобразную карусельку. К одному плечу ее спинкой приклеивалось насекомое, например, муха. К другому — прилаживался закопченный экран, а к концу крылышка насекомого — «перо», волосок одуванчика. Летая по кругу, муха вычерчивала траекторию, линию движения своего быстро колеблющегося крыла. В числе подопытных насекомых были также осы, пчелы, шмели и даже комары.

Слесарев также придумал скоростной киноаппарат для съемки полета насекомых.

Строительство самолета-гиганта

МЕЧТА О СВЕРХСАМОЛЕТЕ

Училище в Дармштадте Василий Адрианович закончил блестяще. Но иностранные дипломы в России не признавались. Поэтому после возвращения на родину Слесареву пришлось поступить на последний курс Императорского Московского технического училища. Как раз тогда, осенью 1909 года, знаменитый профессор Жуковский начал читать в Училище курс по научным основам авиации.

В Петербурге тоже быстро рос интерес к авиатехнике. При Политехническом институте было решено создать хорошо оснащенную аэродинамическую лабораторию. Жуковского попросили порекомендовать кого-нибудь из его учеников на роль руководителя лаборатории. И профессор без колебаний выбрал Слесарева.

Весной 1910 года Василий Адрианович приехал в Петербург. Через год строительство лаборатории, тогда лучшей в мире, закончилось. Здесь можно было провести научные исследования, необходимые при конструировании новых самолетов. У Слесарева рождается мысль создать крылатую машину, которая превзошла бы все существовавшие в то время.

А. Слесарев, инженер

ЧЕЛНОЧНЫЙ РЕЙС

Проект своего самолета Слесарев начал разрабатывать летом 1914 года. Три месяца спустя расчеты и чертежи были готовы. Но постройка удивительной машины требовала немалых затрат. Василий Адрианович не был богатым человеком. К счастью, деньги неожиданно нашлись. Польский помещик Марк Малынский известил, что готов оплатить строительство самолета Слесарева, выделив для этой цели 100 тысяч рублей, сумму по тому времени огромную.

Что же заставило Малынского пойти на столь крупные расходы? Один из первых авиаторов-поляков, он, «желая послужить Родине в тяжелую годину» (уже полыхала Первая мировая война), разработал план челночного рейса из России в союзную Францию и обратно, с тем чтобы по пути разбомбить немецкие военные заводы. Для этого требовался самолет с большой дальностью полета и солидной грузоподъемностью.

В договоре, заключенным между Малынским и Слесаревым, оговаривались технические данные будущего бомбардировщика: вес его 6500 килограммов при полезной нагрузке в 3000 килограммов, дальность беспосадочного полета не менее 1300 километров, скорость около 100 километров в час, наибольшая высота подъема 2500 метров.

Самолет «Святогор» на Корпусном аэродроме

ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ

Самолет Слесарева был двухмоторным бипланом оригинальной конструкции. Его моторы располагались внутри фюзеляжа. Это уменьшало лобовое сопротивление машины, а кроме того, позволяло при порче моторов в полете легко подойти к ним и произвести необходимый ремонт.

От двигателей к двум огромным воздушным винтам, расположенным позади крыльев, шли валы, трансмиссии. Размеры самолета поражали всех: длина фюзеляжа его была свыше 20 метров, размах верхнего крыла — 36 метров, диаметр винтов — 6 метров, задние колеса шасси — выше человеческого роста.

Машина опиралась на четырехколесную тележку, поэтому фюзеляж его на стоянке и при разбеге располагался горизонтально, как в нынешних самолетах. Вообще в машине Слесарева было немало новинок, которые стали применяться в авиации лишь десять, двадцать лет спустя.

Слесарев рассчитывал самолет под моторы мощностью в 300 лошадиных сил каждый. Увы, в условиях войны удалось получить, да и то с большой задержкой, французские двигатели типа «Рено» меньшей мощности, по 220 сил. Для Слесарева это стало первым серьезным ударом.

Кабина «Святогора». Справа (стоит у колеса) — В. А. Слесарев

ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ

Лишь к концу февраля 1916 года сборка самолета-гиганта была завершена. Началась отладка его на Корпусном аэродроме. И сразу же выяснились недостатки передач от моторов к винтам. Они то и дело выходили из строя.

В условиях военной дороговизны деньги Малынского быстро растаяли. Слесареву пришлось добавить свои сбережения. Но и этого оказалось мало. Пришлось обратиться с просьбой о государственной помощи.

В Петербурге прошение Слесарева рассматривали две комиссии. Обе высказались отрицательно. Третья же, московская, во главе с профессором Жуковским, напротив, посчитала продолжение работ над самолетом необходимой. Государственной помощи Слесарев так и не получил. На беду при рулежке по аэродрому одно из колес самолета попало в канаву, и машина получила значительные повреждения. Их удалось устранить, но интерес к самолету Слесарева стал гаснуть. Приближался 1917 год. Судьба оригинальной машины, так и не побывавшей в воздухе, оставалась неясной. А потом произошла трагедия: от случайного выстрела Василий Адрианович погиб.

Некому стало заботиться о судьбе «Святогора». Он сиротливо стоял в большом ангаре на Корпусном аэродроме, пока в 1923 году его не разобрали.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»