Архив журнала для детей Костер

Август 2013 года

Журнал Костер. Август 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Японские шахматы

Дракон

В июньском номере журнала мы начали рассказ о «японских шахматах», история которых впервые была напечатана в России 100 лет назад — 2 июня 1913 года — в приложении к популярному журналу «Задушевное слово». Автор публикации М. Н. ВАСИЛЬЕВСКИЙ — личность незаурядная, он много сделал не только для популяризации интеллектуальных игр, но и стоял у истоков «нового детского чтения» в самом начале ХХ века, много писал о том, каким должен быть настоящий детский журнал. (М. Н. ВАСИЛЬЕВСКИЙ. Нужен ли детям детский журнал? М.: Наука, 1911. 185 с.) Одну из главных задач детских журналов ВАСИЛЬЕВСКИЙ видел в том, чтобы «быть руководителями детей, их товарищами и собеседниками в лучшем смысле слова». Детский журнал, по мнению ВАСИЛЬЕВСКОГО, должен быть умным и полезным развлечением, быть по-хорошему занимательным. А неотъемлемой частью детского журнала ВАСИЛЬЕВСКИЙ считал научные статьи, «которые должны даваться в системе, чтобы, читая научный отдел, дети получали прочные знания, а не сумбур в голове».

АШШИ

Вот теперь, без сумбура в голове, продолжим знакомство с японскими шахматами, или шоги. Для игры в шоги потребуется доска — поле битвы двух неприятельских армий. Это прямоугольник, разбитый на 81 прямоугольное поле (41 светлое и 40 темных). На каждом поле одновременно может находиться лишь одна фигура. Если какое-либо поле занято фигурой, никакая другая фигура не может ходить дальше этого поля — перескакивать нельзя. Неприятельскую фигуру, вставшую на пути, можно «взять» — она снимается с доски и выбывает из игры, а на ее место встает «взявшая» ее фигура. Свою фигуру, вставшую на пути, брать нельзя. Правила, касающиеся порядка ходов, начала игры, ее окончания и т. п., такие же, как в обычных шахматах. Цель игры — сделать мат Дракону. Угрожая Дракону противника, игрок должен предупредить его словами «Шах Дракону!» Предупрежденный противник должен или спасаться бегством, или заслонить Дракона другой фигурой, или «взять» угрожающую фигуру шахующего. Когда ни один из трех вариантов невозможен, игра закончена. Проигрывает тот игрок, чей Дракон попал в безвыходное положение. Подробнее о фигурах этой игры вы узнаете в следующем выпуске рубрики.

Рубрику ведет академик АШШИ
А. Г. БОРОВИКОВ


А. Боровиков
академик АШШИ
Художник Наталия Якубовская
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»