Архив журнала для детей Костер

Август 2013 года

Журнал Костер. Август 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

ЗАЧЕМ прятали мамонта? Игра в прятки Вот в чем вопрос

Сегодня известно почти три с половиной сотни расписанных пещер, и открытия продолжаются. Самой древней — 32 тысячи лет. Чаще всего подземные галереи встречаются в Пиренеях: южной Франции и северной Испании, но есть они и в Италии, России, Монголии, Китае.

Сквозь всю Евразию с Запада на Восток тянутся горы. В их пещерах первобытные мастера оставили десятки тысяч звериных «портретов» разных размеров — от мамонта величиной с ладонь до пятиметрового быка. Рисунки изящны и точны. Изображенные в покое или беге, звери выглядят удивительно живо. Прежде чем взяться за краски, художник наносил на скальную поверхность контур: процарапывал камнем или рисовал углем.

Французская почтовая марка с рисунками пещеры Руффиньяк

Французская почтовая марка
с рисунками пещеры Руффиньяк

Четыре цвета составляли палитру: красный и желтый получали из охры (железистой глины), черный — из древесного угля, белый — из мела. Синий и зеленый пещерные живописцы не применяли. Красящие вещества мешали с животным жиром или костным мозгом и наносили их кистью либо выдували из трубок. В плошках, освещавших художнику «рабочее место», горела смола, жир или костный мозг. И чем больше ученые находили и узнавали, тем больше загадок ставила пещерная живопись.

Наскальные рисунки пещеры Ля Мут

Наскальные рисунки пещеры Ля Мут

Главная тайна начиналась прямо у входа под землю. Обычно люди вешают в доме картины на самом видном месте. А музеи возводят там, куда можно доехать. Мастера наскальной живописи выбирали для своих творений места от весьма укромных до изощренно труднодоступных. Их фантазия в упрятывании собственных произведений была богатой и разнообразной.

Живопись пещеры Нио

Живопись пещеры Нио

Рисовать старались подальше от входа и там, куда исключительно сложно добраться. Пещеру Ля Мут в южной Франции впервые исследовали дети. Они ползли по узким ходам и перелезали через каменистые завалы, пока не обнаружили рисунок быка в 100 метрах от входа. В пещере Нио, состоящей из коридоров длиной 1200 метров, живопись начинается только через 500 метров от входа, у середины горы. А чтобы добраться до мамонтов и носорогов пещеры Руффиньяк, нужно пройти почти 2 километра.

Живопись пещеры Руффиньяк

Живопись пещеры Руффиньяк

В 1912 году во время летних каникул три старшеклассника из города Тулузы и их деревенский приятель решили поискать приключений в пещере Тюк д’Одубер. Путь лежал по подземной реке и затем сквозь почти вертикальную трубу. Она переходила в узкий лаз, чуть шире кроличьей норы. Протиснувшись через него на «второй этаж», молодые люди, согнувшись, добрались до конца каменных галерей. В последнем зале, в самой толще горы, они обнаружили скульптуры каменного века.

Это были глиняные бизоны. На следующий день отец мальчиков, археолог Бегуен, захотел осмотреть находку: ведь раньше обнаруживали только живопись каменного века. Скульптуру открыли в первый раз. Однако Бегуен застрял в самом узком месте лаза, и лишь совместными усилиями братьев его удалось протащить сквозь отверстие навстречу сенсационной находке.

Скульптуры каменного века в пещере Тюк д’Одубер

Скульптуры каменного века в пещере
Тюк д’Одубер



Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»