Август 2007 года
…
ЗАГАДКИ ОДНОГО ПЕРЕЛЕТА
Американская летчица Амелия Эрхарт в детстве мечтала быть врачом. К этому, казалось, все и шло. Она работала медсестрой в военном госпитале, который находился невдалеке от аэродрома. Вид взлетающих самолетов очаровал 19-летнюю медсестру, и она твердо решила стать летчицей. Амелии потребовалось не больше года, чтобы научиться летать. И как летать!
РЕКОРД ЗА РЕКОРДОМ
Очень скоро она установила несколько женских рекордов: дважды по воздуху пересекла территорию США от океана до океана, совершила дальний беспосадочный перелет из Мексики в Нью-Йорк и первой из летчиц поднялась на высоту более шести тысяч метров. Имя Амелии Эрхарт становится известным. Однажды она призналась, что очень хотела бы перелететь через Атлантический океан, и в июне 1928 года ее желание сбылось. Летела Амелия Эрхарт не одна, а вместе с двумя летчиками. Стартовав с острова Ньюфаундленд, у восточного побережья Канады, их гидроплан через сутки опустился в Англии, в Уэльсе. Это был первый групповой перелет через океан с участием пилота-женщины.
Думаете, отважная Амелия на этом успокоилась? Нет, покой был не для нее. Она сразу же начала готовиться к еще более трудному и опасному перелету, тоже через Атлантический океан, но уже в одиночку. В мае 1932 года отважная летчица поднялась в воздух (опять с Ньюфаундленда) на одномоторном самолете «Локхид Вега» и спустя тринадцать часов была уже в Англии, вторично покорив Атлантику.
ВОКРУГ «ШАРИКА»
О замечательной победе Амелии Эрхарт писали все газеты мира. Корреспонденты спрашивали ее наперебой: «Какой будет ваш следующий перелет?». Она отвечала: «Над Тихим океаном, с Гавайских островов в Калифорнию и тоже в одиночку».
Это означало, что бесстрашной летчице предстоит преодолеть по воздуху около четырех тысяч километров, и на всем протяжении маршрута не будет даже клочка земли для вынужденной посадки!
До Амелии Эрхарт десять американских летчиков погибли при попытке совершить такой перелет. Только австралийскому пилоту Кингсфорду Смиту осенью 1933 года, наконец, удалось перенестись с Гаваев в Калифорнию, штат на западе США. Амелии же перелет удался сразу, и это было поразительно.
Все труднее и рискованнее становились перелеты летчицы, казалось, не знавшей страха. Когда она рассказала о своем новом плане, многие посмотрели на нее с удивлением и беспокойством. Еще бы, Эрхарт задумала не просто дальний, а сверхдальний рейс — вокруг земного шара!
Нет, она не была самой первой, кому пришла в голову такая мысль. До нее группа американских летчиков уже осуществила воздушную кругосветку, конечно, с промежуточными посадками. Но то были авиаторы-мужчины. На этот раз в кругосветное воздушное путешествие собиралась отправиться женщина-пилот.
ДВОЕ ОТВАЖНЫХ
Далекий перелет должен был начаться из южного американского города Майами и проходить через многие страны с несколькими посадками. Сначала — в Бразилии. Далее — бросок через Атлантический океан и две посадки в Африке. Затем — Индия, Австралия, Новая Гвинея, остров Хауленд у самого экватора, перелет через Тихий океан и, наконец, финиш в США. Так задумывалось.
Экипаж сухопутного двухмоторного «Локхида 12А» состоял из двух человек: самой Амелии Эрхарт и штурмана Фреда Нунепа, опытного воздушного навигатора. Стараясь взять как можно больший запас горючего, они отказались от многого: резиновой лодки, парашютов, оружия, сигнальных ракет. Продовольствия и питьевой воды на борту было тоже в обрез. Стартовали 1 июня 1937 года и полетели на восток, строго придерживаясь намеченного пути.
Только через месяц летчики добрались до небольшого острова Леэ у Новой Гвинеи. Амелия Эрхарт писала мужу в своем последнем письме: «Все пространство мира осталось за нами, кроме этого последнего рубежа — океана».
Погода держалась ясная, что сулило благополучное завершение сверхдальнего перелета. 2 июля Эрхарт и ее спутник покинули остров Леэ и взяли курс на остров Хауленд.
ТРЕВОЖНАЯ РАДИОГРАММА
Прошло семь часов. Катер береговой охраны «Итака», дежуривший у Хауленда, получил сообщение, что «Локхид» Амелии Эрхарт находится в воздухе. Попытки радиста сторожевого катера связаться с бортом самолета оказались тщетными. Летчики молчали. И только поздно ночью, со 2 на 3 июля, Эрхарт впервые вышла в эфир. Она передала: «Облачно. Погода ухудшается... Лобовой ветер». Слышимость была отвратительной, и последующие радиограммы полностью разобрать не удалось.
Около восьми утра 3 июля с борта «Локхида» поступило тревожное сообщение: «Итака». Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего осталось на тридцать минут. Высота 300 метров».
Самолет находился в воздухе уже 13 часов. В последней радиограмме, пришедшей в 8 часов 45 минут, Амелия Эрхарт срывающимся голосом прокричала: «Наш курс 157-337. Повторяю... повторяю... Нас сносит на север...» И связь оборвалась навсегда.
Те, кто следил за полетом, надеялись, что опустевшие баки «Локхида» удержат его некоторое время после приводнения. На помощь вылетела летающая лодка. Увы, терпящий бедствие самолет найти не удалось.
Поиски продолжались более двух недель. И хотя в них приняли участие свыше десятка кораблей, в том числе, линкор «Колорадо» и авианосец «Легсингтон», а также более сотни самолетов, они оказались безрезультатными. Не удалось найти даже малейших признаков катастрофы.
ШПИОНСКОЕ ЗАДАНИЕ?
Надежды рухнули. Один американский журнал писал в те дни: «Возможно, потерпевшие аварию были обречены на медленное умирание. Но хочется думать, что с того момента, как баки «Локхида» опустели, конец наступил очень быстро, и муки пилотов не были продолжительными».
Тайна гибели Амелии Эрхарт и Фреда Нунепа не прояснилась до сих пор. Но спустя четверть века после трагедии появилось новое объяснение случившегося. Родилось подозрение, что причиной гибели авиаторов была вовсе не авиационная катастрофа. Возможно, экипаж «Локхида» имел и специальное задание — выяснить место расположения японских аэродромов, а также других военных объектов на тихоокеанских островах. Японцы тогда усиленно готовились к войне.
Выполняя секретное поручение, американские летчики сначала намеренно отклонились к северу, а затем уже направились к Хауленду. На пути к острову летчики попали в тропический шторм, совершили вынужденную посадку и были схвачены японцами. Их могли переправить на остров Сайган, в штаб-квартиру японских вооруженных сил.
Много лет спустя жители тех мест рассказали, что видели двух пленных — женщину и мужчину. Женщина, якобы, умерла от болезни, а мужчину японцы казнили в августе 1937 года. Но это лишь слухи и предположения. Правды до сих пор не знает никто.
Геннадий Черненко |
Художник А. Джигирей | |
Страничка автора | Страничка художника |