Август 2007 года
…
Где прячется ласковый ветер
Жарко… Очень жарко. Самое время поговорить о веере! Именно он издревле спасал от жары народы Египта, Индии и Китая. Хотя, первый веер изобрели, наверное, еще раньше — какой-нибудь далекий предок человека взял да и сорвал, скажем, с пальмы, огромный лист и начал им обмахиваться. Чем не веер? Самый что ни на есть первый!
Это уже потом, вкусив плодов цивилизации, истомленный жарой человек создал искусственные опахала — плетеные и сделанные из птичьих перьев, деревянные и металлические, из ткани и из пергамента, а еще — натянутые на твердую раму-остов.
Около десятого века в Азии появился складной веер из отдельных пластинок, скрепленных у основания штифтом. Спустя шесть веков веер именно такой формы попал с Дальнего Востока в Европу.
Со второго тысячелетия до н. э. веер — важнейший предмет быта в Китае и Японии. У каждого веера свое предназначение. Один годится только для танцев, другой предназначен для визитов во дворец, третий — незаменим для сопровождения чайной церемонии, а четвертый используется исключительно на войне.
В Японии было принято приветствовать друг друга с помощью веера. Императорская семья имела опахало, украшенное золотом и нефритом; чиновники — веер с серебром и слоновой костью; ученые — опахала из вощеной бумаги. На веере крупных военачальников красовалось восходящее серебряное солнце — символ военной власти. Военачальники использовали веер, чтобы отдавать им команды. Тех, кто осмеливался иметь опахало не по рангу, беспощадно били кнутом.
В Древнем Риме веера делали с очень длинной ручкой, что иногда требовало использования специально обученных рабов. Они долгие годы изучали искусство обмахивания веером — это нужно было делать грациозно и деликатно. Так появилась новая профессия.
На Дальнем Востоке веера делились на «женские» и «мужские». Женщины пользовались только нескладывающимися веерами, мужчины — исключительно складывающимися. Форма и размер веера менялись в зависимости от прихотей моды, но количество раскладывающихся пластинок всегда было четным у китайцев и всегда нечетным — у японцев.
В Европе веера появились в начале 16-го века. Это были настоящие произведения искусства, поэтому стоили они очень дорого. Например, опахало герцогини Мантуанской, украшенное редкими изумрудами, оценивалось в целое состояние. Когда герцогиня нуждалась в наличных деньгах, она отдавала его в качестве залога в Миланский банк. Кстати, в ту пору особым спросом пользовались опахала, имеющие в ручке тайник для записок или яда.
В 18-м веке появились веера со специальными дырочками для незаметного наблюдения за людьми, веера с забавными рисунками и веера со сложными механизмами — дама, управлявшая таким веером, могла незаметно для посторонних назначить тайный час свидания, выразить свое согласие с чем-либо или дать решительный отказ.
Особый раздел вееров — веера театральные. Актеры не только использовали их в качестве реквизита, но частенько и записывали на опахалах тексты пьесы. Так веер стал суфлером.
Веера, применявшиеся в различных религиозных и придворных церемониях, делались из дорогих материалов — слоновой кости, черепахового панциря, перламутра, драгоценных металлов, шелка и кружев. Их украшали тончайшей резьбой, эмалью, инкрустацией, художественно расписывали.
В 19-м веке появились центры массового производства опахал — во Франции, Италии и Испании. Создавались и уникальные авторские мастерские, где над веерами работали известные художники Р. Буше, А. Ватто и другие. В 17-18 веках в росписи вееров преобладали героические аллегории и античные сцены, позднее появляются сентиментальные, пасторальные и амурные сюжеты. Еще позднее на опахалах стали изображать крупные исторические события. Например, на веере русского художника Г. И. Козлова изображались эпизоды из Русско-турецкой войны 1768-1774 г. (Чесменский бой). Этот веер хранится в коллекции Государственного Эрмитажа.
Валерий Богданов |
Художник Евгений Морозов | |
Страничка автора | Страничка художника |