Ноябрь-декабрь 2008 года
…
ПРЕКРАСНОЕ МГНОВЕНЬЕ
Танцевальные представления существовали с древнейших времен. Например, на древнеегипетской росписи изображено непременное сопровождение праздничного пиршества — танцы и музыка. Музыканты аккомпанируют юным девушкам, золотисто-смуглые тела которых украшены ожерельями и браслетами, а черные волосы — диадемами. Их легкие тела наделены непревзойденной грацией и прелестью.
В 17 веке голландский художник Питер Брейгель Старший, часто именуемый Мужицким, создал картину «Крестьянский танец». Это было самое тяжелое и тревожное для его народа время борьбы за независимость. Не случайно действие разворачивается не в помещении, а на открытом воздухе. Выразительны острохарактерные жесты и движения танцоров. Картина захватывает бурным весельем крестьян, их энергией и темпераментом. Цветовые пятна зеленого, черного, красного и белого акцентируют пульсирующий ритм танца, усиливая впечатление безудержной свободной пляски.
Никола Ланкре, французский живописец эпохи Рококо, известен как «мастер галантных сюжетов». Он изображал реальные и выдуманные театральные сцены и танцы. В хрупком очаровании его персонажей напоминание об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.
Мир танцевальных залов, балета и музыки занимал значительное место в жизни и творчестве художника-импрессиониста Э. Дега. Его любимыми сюжетами были репетиции и моменты отдыха молодых балерин, которых художник сравнивал с утонченными разноцветными бабочками.
«Танцовщицы». Роспись гробницы в Фивах. 1580-1314 гг. до н. э. |
П. Б. Брейгель. «Крестьянский танец», 1568 г. |
Н. Ланкре. «Танцовщица Камарго», 1730 г. |
Э. Дега. «Танцовщицы на репетиции», 1879 г. |
А. Матисс. «Танец», 1908 г. |
В. Серов. «Анна Павлова». 1909 г. |
В начале 20 века русский коллекционер С. Щукин для своего московского дома заказал А. Матиссу большое декоративное панно на тему танца. Художник с радостью взялся за работу. Он писал: «Я очень люблю танец. Танец — это что-то необыкновенное: жизнь и ритм. Мне легко жить, когда я думаю о танце». Исходный мотив картины — кольцо танцующих фигур. Это, конечно, не конкретный танец, а воплощенная стихия танца вообще. Матисс выразил самую суть словно передающегося от руки к руке движения стремительного хоровода. Лишь в одном месте руки фигур разомкнуты, словно цепь этого хоровода разорвана их стремительным танцем. В соединенных руках видится символика единства людей, мечта о мировой гармонии, вера в триумф жизни.
В это же время в Париже проходили выступления русского балета, организованные С. Дягилевым. Эти постановки отличались гармонией хореографии, музыки и живописного оформления спектаклей. Замечательный русский портретист В. Серов создал для афиши одного из этих балетов рисунок великой балерины Анны Павловой, словно взлетающей в волшебном танце.