Ноябрь-декабрь 2008 года
…
История исторических изречений
ВСЕ, СКАЗАННОЕ О ЧЕРНЫШЕВЕ, ОТНОСИТСЯ К КЛЕЙНМИХЕЛЮ
В последний перед каникулами день Сережа Пятитомов пришел из школы опечаленный.
— Что случилось? — обеспокоился дедушка-академик. — Новый год на носу, а ты мрачен.
— Да мы решили выпустить стенгазету, — ответил внук, — на всех наших ребят нарисовать шаржи и к ним сделать дружеские эпиграммы. Их поручили сочинить мне. Вот я и написал про Чернышёва:
Наш добрый Саша Чернышев Старушкам помогать готов! |
— Неплохо, — оценил профессор Синицын, дедушкин соавтор.
— Плохо, — вздохнул Сережа. — Я ведь думал, что Сашка — председатель комиссии, которая одиноким пенсионерам помогает. А его, оказывается, переизбрали, я и не заметил. Как теперь быть?
— А ты, — мгновенно отозвался академик, — сделай маленькое дополнение. Как начнется новая четверть, придешь в школу пораньше и прикрепишь его к газете.
Напиши, что все, сказанное о Чернышеве, относится к Клейнмихелю.
— Здорово! — обрадовался Сережа. — И как ты только сумел так быстро сообразить?
— Потому что твой дед, — ответил за академика профессор, — отлично знает историю.
— Историю нашего замечательного класса?
— Нет, историю нашей великой родины!
— Что-то я совсем запутался, — безнадежно махнул рукой Сережа.
— Начну издалека, — предупредил академик. — В 1839 году генерал-лейтенант Александр Иванович Михайловский-Данилевский, военный историк, автор многих работ, выпустил в свет свой главный труд — четырехтомное «Описание Отечественной войны 1812 года». Он сам был участником тех сражений, собрал множество важных фактов. Его сочинение часто переиздавалось. При этом автор вносил в него поправки: превозносил лиц, входящих в фавор при императорском дворе, и приуменьшал роль тех, кто попадал в опалу. Генерал от кавалерии князь Чернышев, тоже, между прочим, Александр Иванович, был участником всех военных кампаний, начиная с 1805 года, а в Отечественной войне прославился особо. При преследовании отступающего противника он командовал конными отрядами; его войска первыми вошли в занятый французами Берлин. Его заслуги тоже были оценены: в 1823 году Чернышев стал военным министром. Петр Андреевич Клейнмихель, генерал, крупный военный чиновник, никакими подвигами на боевом поприще никогда не отличался.
— А вот теперь к сути дела, — сказал профессор. — В 1842 году, когда готовилось очередное переиздание «Описания Отечественной войны», Чернышева временно командировали на Кавказ, а Клейнмихеля временно назначили управляющим военным ведомством. В обществе командировку Чернышева сочли почетной ссылкой и гадали: какие поправки внесет в свой труд Михайловский-Данилевский? «А он ничего не станет изменять, — заметил адмирал Александр Сергеевич Меншиков, правнук Петровского любимца, острослов, чьи шутки мгновенно облетали весь Петербург, — он просто напишет в послесловии, что все, сказанное о Чернышеве, относится к Клейнмихелю».
— Надеюсь, теперь тебе все понятно, — обратился к внуку академик Пятитомов.
— Исторически — конечно, — задумчиво промолвил Сережа. — Но как ты догадался, что у нас вместо Саши Чернышева избрали Петьку Клейнмихеля?
Николай Голь |
Художник Наталия Якубовская | |
Страничка автора | Страничка художника |